Прогноз социально-экономического развития Черниговского муниципального округа на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов (далее - Прогноз) подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Постановлением администрации Черниговского муниципального округа от 28.06.2024г. № 629-па «Об утверждении порядка разработки прогноза социально-экономического развития Черниговского муниципального округа на среднесрочный или долгосрочный период».
При подготовке прогноза учитывались такие направления, как: инвестиционная деятельность, поддержка малого предпринимательства в сельском хозяйстве, перерабатывающих производствах, оказании бытовых услуг, строительстве и ремонте жилья.
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Черниговского муниципального округа за 2023 год.
Сценарные условия разработаны в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант - описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мерах экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
Консервативный вариант среднесрочного прогноза разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий.
Прогноз социально-экономического развития Черниговского муниципального округа представляет собой систему индикативных параметров развития округа на среднесрочную перспективу до 2027 года.
Среднесрочный прогноз по Черниговскому муниципальному округу разрабатывается на вариативной основе, формируется в целом по Черниговскому муниципальному округу и по видам экономической деятельности.
При расчете прогноза социально-экономического развития округа использовались 2 варианта:
1 вариант прогноза (консервативный). Консервативный вариант среднесрочного прогноза основан на предпосылке к ухудшению динамики мировой экономики ввиду сохранения жесткости монетарной политики и геополитической напряженности в мире.
2 вариант прогноза (базовый). Базовый вариант - описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мерах экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
Демографическая ситуация. Численность постоянного населения Черниговского муниципального округа по состоянию на 01.01.2024 года составила 25893 человек, в том числе численность городского населения 6787 человек, сельского населения 19106 человек. Удельный вес сельского населения в общей численности населения Черниговского муниципального округа составляет 73,8%.
Прогноз развития демографической ситуации в округе на 2025-2027 годы рассчитан с учетом определившихся в последние годы тенденций, анализа структуры населения, миграционных потоков и с учетом возможного изменения тенденций в результате активной демографической политики государства. Согласно прогноза социально-экономического развития Черниговского муниципального округа в 2025-2027 годы по первому (консервативному) варианту численность населения будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая указывает на сохранение тенденции сокращения численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока. Среднегодовая численность населения сократится к 2027 году по сравнению с уровнем 2023 года и составит 24,55 тыс. человек. По базовому варианту к 2027 году ожидается снижение численности населения на 1350 человек в сравнении с 2023 годом и составит 24,75 тыс. человек.
Промышленность. На протяжении ряда лет организации промышленного комплекса вносят свой вклад в экономику Черниговского муниципального округа. Промышленность играет значимую роль в экономике округа, от её развития зависит наполняемость бюджета и решение многих социальных проблем в округе. Основу промышленности Черниговского муниципального округа составляют 6 крупных и средних, а также 113 малых предприятий.
Из них социально значимые:
- АО Сибирцевский щебеночный завод филиал «Первая нерудная компания» (добыча полезных ископаемых);
- ООО «ЛокоТех-Сервис» филиал «Дальневосточный» Сервисное Локомотивное Депо Сибирцево;
- ПМС-18;
- Сибирцевская дистанция пути-структурное подразделение Дальневосточной дирекции инфраструктуры-структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры- филиала ОАО "РЖД";
- ООО «Транснефть-Дальний Восток» НПС №40 (транспортировка и хранение);
- Черниговский участок КГУП «Примтеплоэнерго».
Исходя из реальной оценки результатов деятельности промышленных предприятий в 2022-2023 году в целом по округу наблюдается рост объемов промышленного производства.
В 2023 году объем отгруженных товаров предприятий составил 3458,9 млн.руб. Данный показатель увеличился в сопоставимых ценах к уровню прошлого года на 36,5% (2022 год- 2534,5 млн.руб.).
Одним из наибольших удельных весом в структуре промышленного производства составила Отрасль добыча полезных ископаемых, удельный вес от общего объема отгруженных товаров, предприятий в 2023 году составил 59,9%. В этой отрасли работает ОАО «Первая нерудная компания» филиал Сибирцевский щебеночный завод, созданный на базе имущества ОАО "Российские железные дороги". Сырьем для производства щебня являются изверженные горные породы – кварцевые порфиры и дациты. Основным направлением деятельности Сибирцевского щебеночного завода является выпуск щебня фракции 25-60 мм, который применяется в строительстве и ремонте железнодорожного пути. На технологических линиях завода также изготавливается щебень строительных фракций, который широко применяется для изготовления железобетонных конструкций и других строительных работ.
За 12 месяцев 2023 года объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в сравнении с соответствующим периодом прошлого года увеличился, объем товарной продукции составил 2071,7 млн. руб., что на 842,2 млн. руб. или 59,3% выше (2022 год – 1229,5 млн. руб.) Основной причиной повышения добычи общераспространенных полезных ископаемых связано с благополучными погодными условиями для добычи и процесса производства объема отгруженных товаров.
В прогнозируемом среднесрочном периоде объемы отгруженной продукции по вышеуказанному виду деятельности будут увеличиваться и в 2027 году составят 2837 млн.руб.
Отрасль обрабатывающие производства в удельном весе от общего объема отгруженных товаров, предприятий в 2023 году составила 38,2 %. Прогнозируется удельный вес в структуре промышленного производства в 2025-2027 годах 31% от общего объема произведенной продукции.
В сравнении с соответствующим периодом прошлого года наблюдается увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, объем отгруженной продукции КГУП «Примтеплоэнерго» Черниговский тепловой район составил 211 млн. руб., что на 4,3 млн. руб. больше аналогичного периода (2022 год – 206,7 млн. руб.). В прогнозируемом среднесрочном периоде до 2027 года ожидается рост объемов производства тепловой энергии предприятиями и составит 256,1 млн.руб.
В 2023 году наблюдается снижение объемов производства обрабатывающего производства по следующим видам экономической деятельности, как водоснабжение, водоотведение, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений, таким образом в 2023 году показатель составил 40,1 млн. рублей что ниже показателя в 2022 году на 1,5 млн. рублей (2022 год – 41.6млн. рублей).
В прогнозируемом среднесрочном периоде до 2027 года ожидается небольшой рост объемов производства водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений по прогнозу социально – экономического развития Черниговского муниципального округа - составит 50,9 млн.руб..
Производство транспортных средств. По ООО «ТМХ-Сервис» депо «Сибирцево» объем выполненных работ произведен на сумму 940 млн. руб., что на 8,4% или на 72,8 млн.руб. больше к уровню прошлого года (2022 год- 867,2 млн.руб.). Основной вид деятельности – ремонт локомотивных вагонов.
В прогнозируемом периоде по базовому варианту планируется ежегодный рост и увеличение объемов выполненных работ к 2027 году по базовому варианту на сумму 235,3 млн. руб. и составит 1175,3 млн. руб..
Сельское хозяйство. В Черниговском муниципальном округе в 2023 году работало 11 организаций различных форм собственности и 23 крестьянских фермерских хозяйства.
Валовое производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех форм собственности за 2023 год составило 2134,66 млн. руб., или 85,27 % к уровню прошлого года в сопоставимых ценах. В том числе произведено продукции растениеводства 1684,42 млн. рублей, продукции животноводства — 450,24 млн. рублей. Сельскохозяйственные товаропроизводители Черниговского муниципального округа посеяли в 2023 году всего — 29497 га (102,6 % к уровню 2022 года (28724,73 га) и 118,3 % к уровню 2021 года (24935,7 га)), в том числе ранние зерновые — 5639,2 га (в т.ч. пшеница 1808 га, ячмень — 1445 га, овес — 2386,2 га), рис — 1261,8 га, кукуруза на зерно — 1842 га, соя — 19562 га, подсолнечник — 100 га. Использование пашни за три года увеличилось с 64,4 % до 76,1 %. В связи с прошедшим тайфуном Ханун в августе 2023 года, погибли и были списаны посевы сельскохозяйственных культур, всего – 6037,26 га. Погибло сено – 169 тонн. Затраты 17 хозяйств на момент гибели составили 188,5 млн. руб.
По оценке производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2024 году составит 2173,15 млн. руб., или 93,32 % к уровню 2023 года в сопоставимых ценах, в том числе продукции растениеводства 1715,48 млн. руб., продукции животноводства — 457,67 млн. руб. Сельскохозяйственные товаропроизводители Черниговского муниципального округа посеяли в 2024 году всего — 17692,7 га или 60 % к уровню 2023 года (29641 га), в том числе ранние зерновые — 3627 га. Сильное переувлажнение почвы не позволило посеять 100 % запланированных площадей. Посевы ранних зерновых, кукурузы, риса и сои пострадали от сильного переувлажнения почвы, что привело к гибели растений. Общая площадь гибели составила у 15 хозяйств 3626 га, сумма ущерба составляет 112,2 млн. руб. Недосев сои составил 12 тыс. га.
К 2027 году прогнозируется увеличение валового производства продукции при расчете консервативного варианта до 2642,94 млн. руб., при расчете базового варианта до 2669,42 млн. руб. Достижение данных показателей возможно, при условии, что хозяйства Черниговского муниципального округа введут в оборот неиспользуемые земли, увеличат посевные площади и использование пашни в целом по округу. При соблюдении агротехнических мероприятий при выращивании сельскохозяйственных культур будет увеличена урожайность и в целом валовой сбор.
Черниговский муниципальный округ входит в территорию опережающего развития «Михайловский». В ТОР «Михайловский» включены три резидента. Первый проект – в 2026 году инвестиционная компания «МИГ», в состав которой входит ООО «Мерси Трейд», планируется создать на территории Приморского края, в том числе Черниговского округа (вблизи сел Дмитриевка и Меркушевка), группу свинокомплексов общей производительностью до 540 тыс. голов в год. Общая его стоимость более 20 млрд. рублей. Позволит создать 1300 рабочих мест. Второй проект — группа компаний «Агротек» в лице ООО «Черниговский агрохолдинг» планирует реализовать к 2025 году инвестиционный проект «Строительство комплекса приемки, зерноочистки, сушки с объемом 20000 тонн и выращивание зерновых в Черниговском районе», а также производство зерна, кукурузы и сои. Прогнозируемая стоимость инвестиционного проекта 259,09 млн. руб. Третий проект — ООО «ХорольАгроХолдинг» - производство сои на площади 2500 га в год. Стоимость проекта 98,5 млн. руб., проект реализован.
Строительство. На территории Черниговского муниципального округа на 1 января 2024 года по виду деятельности «строительство» зарегистрировано 11 организаций и 60 индивидуальных предпринимателей.
За отчетный период 2023 года по договорам строительного подряда по полному кругу организаций выполнен объём работ по виду деятельности «Строительство» на 2075,2 млн. руб., что на 7,3 % больше к уровню прошлого года (2022г –1934 млн. руб.). Основной объем работ выполняется ПМС -18 (ремонт железнодорожного пути). Увеличение объема строительных работ в 2023 году связано с увеличением проведения ремонтных работ на железнодорожных путях.
В прогнозируемом периоде 2025-2027 гг. общий объём строительных работ составит 2598,2 млн.руб. в условиях базового варианта развития экономики.
Введено в действие жилых домов, на территории Черниговского муниципального округа 8130 кв.м., что выше периода прошлого года на 4187 кв.м., что в 2,1 раза больше к аналогичному периоду прошлого года 3943, показатель увеличился так как в 2023 году был введен в эксплуатацию жилой дом на 38 квартир общей площадью 3522 м2. Индивидуальное строительство жилья увеличилось по сравнению с прошлым периодом в 2023 году показатель составил 6052 кв.м. (2022 год – 3943 кв.м.). Зафиксирован рост по данному показателю, за счет того, что жители Черниговского муниципального округа регистрируют свои дома в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
В прогнозируемом периоде к 2027 году показатель ввод в действие жилых домов составит 6200 кв.м. в условиях базового варианта развития экономики округа. В прогнозируемом периоде данный показатель планируется к увеличению за счет ввода жилья за счет средств граждан.
Торговля и услуги населению. Малое и среднее предпринимательство в Черниговском муниципальном округе представлено 113 организаций и 556 индивидуальных предпринимателей.
На территории округа осуществляют розничную торговлю 336 магазинов и 21 предприятия общественного питания, зарегистрировано в сфере розничной торговли 44 организаций и 248 индивидуальных предпринимателей.
Представители малого предпринимательства осуществляют деятельность в сфере торговли, промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспортных перевозок, сельском хозяйстве, строительстве и бытовом обслуживании.
Современный потребительский рынок Черниговского муниципального округа имеет устойчивое состояние с соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, с высокой предпринимательской активностью. На сегодняшний день торговля остается важнейшей частью потребительского рынка и наиболее гибкой отраслью, реагирующей на изменения всех социальных факторов и являющаяся важным индикатором социально-экономического развития округа.
За 12 месяцев 2023 года объем розничной торговли по округу (по крупным и средним предприятиям) составил 803,1 млн. руб., что выше в 2,1 раза аналогичного показателя за прошлый 2022 год (373,3 млн. руб.). Такое увеличение показателя связано с тем, что на территорию округа зашли крупные федеральные торговые сети такие как ООО Агроторг «Пятерочка», ООО «Арион» (Экономыч), ООО «ДВ Невада» Сеть дискаунтеров «Близкий».
На территории Черниговского муниципального округа еженедельно проводятся специализированные универсальные ярмарки. Где товаропроизводители напрямую, без посредников, реализуют свою продукцию, по сниженным ценам.
Населению округа оказано платных услуг на сумму 210,3 млн.руб. Показатель выше показателя прошлого года на 5,5% или на 10,9 млн.руб. (за 2022 год платных услуг населению Черниговского муниципального округа оказано на 199,4 млн.руб.). В структуре общего объема платных услуг наибольший удельный вес занимают услуги населению Черниговского муниципального округа обязательного характера: коммунальные услуги, услуги системы образования и медицинские услуги. Прогнозная стоимость данных услуг ежегодно увеличивается на 5%.
Малое и среднее предпринимательство в Черниговском муниципальном округе представлено 113 организаций. В ближайшем времени планируется небольшое увеличение количества малых предприятии. В прогнозируемом периоде 2025-2027 гг. планируется увеличение количества малых предприятий на территории округа к 2027 году по базовому варианту показатель составит 120 единиц.
Оборот малых предприятий и предпринимателей в 2023 году составил 4774,05 млн. руб., по оценке в 2024 году ожидается в объеме 4917,3 млн. руб., при наилучшем развитии событий, так как внешние и внутренние условия развития российской экономики существенно поменялись. В связи с этим в 2025- 2027 годах среднегодовой темп роста составит не более 9%, в 2027 году, по прогнозу социально- экономического развития Черниговского муниципального округа, оборот малых предприятий достигнет 5394,2 млн.руб.. Наибольшее количество предприятий малого предпринимательства занято в сфере торговли, в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала (45% из них занимаются торговлей; 6% предоставление прочих коммунальных социальных и персональных услуг; 9% работают в сельском хозяйстве; 5% в транспортировке и хранение; 8% в строительстве; 7% в обрабатывающем производстве; 5% здравоохранение и предоставление социальных услуг; 4% деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; 11% в прочие виды экономической деятельности).
Среднесписочная численность работников по малым предприятиям составляет 700 человек. В целях легализации трудовых отношений, борьбы с «серой заработной платой» создана рабочая группа при межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике администрации округа, в которую вошли специалисты администрации округа, центра занятости населения, государственной инспекции труда, отдела министерства внутренних дел, социальный фонд Российской Федерации и федеральной налоговой службы. Администрацией округа заключено соглашение с Правительством Приморского края о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости. В прогнозные 2025-2027 годы планируется увеличение среднесписочной численности работников по малым предприятиям , так как в 2025 году будет проведена перепись малого бизнеса.
В целях эффективного проведения государственной политики в сфере предпринимательства, Администрацией Черниговского муниципального округа разработана муниципальная Программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030гг, разработаны Порядки предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Черниговского муниципального округа, в том числе и социальным предпринимателям.
Развитие малого и среднего предпринимательства направлено на повышение его роли в экономическом развитии округа и обеспечение занятости трудоспособного населения. Сохраняется тенденция роста показателей деятельности малых предприятий, создание новых и расширение действующих производств. Планируется увеличение количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, увеличение количества работающих в малом бизнесе.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Черниговском муниципальном округе в течение 2025-2027 годов предполагает:
-небольшое увеличение общего количества малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей,
-увеличение видов деятельности на существующих малых и средних предприятиях,
-создание новых рабочих мест.
Прогноз инвестиций в основной капитал разработан исходя из оценки сложившейся ситуации в увязке с краевыми и федеральными целевыми программами. Инвестиции за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в 2023 г. объем инвестиций в основной капитал составил 245,187 млн. рублей, что выше объема прошлого года в 2,6 раз (в 2022 – 94,29 млн.руб.).. Инвестирование происходило в разных сферах деятельности: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, здравоохранение, образование, водоснабжение.
В прогнозном периоде на 2025-2026 годы планируется реализация инвестиционных проектов: строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с. Черниговка объем инвестиций которого составит 162,6 млн. руб. и строительство станции водоподготовки с. Черниговка объем инвестиций данного проекта составит 250 млн. руб.. По оценочным данным к 2027 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составят 719,38 млн. руб.
Инвестиции в основной капитал, привлеченные малыми предприятиями округа, на обновление и приобретение сельскохозяйственных машин и навесного оборудования, комбайнов, тракторов и запасных частей к ним в 2023 году составили 130,446 млн. рублей.
Предпринимаемые органами местного самоуправления усилия, направленные на улучшение инвестиционной привлекательности округа, должны позволить сохранить положительную динамику инвестиций в основной капитал.
Бюджет Черниговского муниципального округа. Доходы бюджета Черниговского муниципального округа включают в себя:
- налоговые
- неналоговые доходы;
-безвозмездные.
План поступления налоговых, неналоговых источников доходов в консолидированный бюджет Черниговского муниципального округа в 2023 году выполнен на 108,7%, при плане 702,7 млн. рублей в бюджет зачислено 764,2 млн. рублей, перевыполнение 61,4 млн. рублей. В сравнении с прошлым годом, в бюджет Черниговского муниципального округа зачислено доходов на 91,048 млн. рублей больше. Увеличение поступлений связано с ростом поступлений от налога на доходы физических лиц и поступлений от акцизов по подакцизным товарам.
План по налоговым доходам выполнен на 109,0%, по неналоговым – на 107,0%, в том числе:
В консолидированный бюджет Черниговского муниципального округа в 2023 году зачислен налог на доходы физических лиц в сумме 666,7 млн. рублей, план выполнен на 110,6 %, в сравнении с прошлым годом поступления налога увеличились на 139,1 млн. рублей. Увеличение поступлений обусловлено ростом исчисленного налога на доходы физических лиц в текущем году.
Поступления в бюджет акцизов по подакцизным товарам (продукции) составили 29,7 млн. рублей, план выполнен на 107,0%, перевыполнение плана составило 1,930 млн. рублей, увеличение связано с ростом цен на ГСМ в 2023 году в сравнении с 2022 годом, план по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения выполнен на 90,9%.
Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации всего, в том числе по направлениям: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды; образование; культура, кинематография; здравоохранение; социальная политика; физическая культура и спорт; средства массовой информации; обслуживание государственного и муниципального долга в 2023 годы составили 1734,8 млн. руб. что на 19% больше чем в 2022 году. В 2022 году данный показатель составил 1457,1 млн. руб. В прогнозном периоде 2025-2027 годы планируется увеличение показателя, таким образом к 2027 году показатель достигнет 1792,6 млн. руб..
В 2023 году в консолидированный бюджет Черниговского муниципального округа при плане безвозмездных поступлений в сумме 1 085,3 тыс. рублей, фактически поступило 1 013,2 тыс. рублей, или 93,32%.
В структуру безвозмездных поступлений консолидированного бюджета Черниговского муниципального округа включены безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, возвраты остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, прочие безвозмездные поступления.
По расходам консолидированный бюджет Черниговского муниципального округа за 2023 год исполнен на 94,73%, при плане 1 831,3 млн. рублей исполнено 1 734,8 млн. рублей (за исключением сумм, подлежащих исключению в рамках консолидированного бюджета Черниговского муниципального округа в размере 46,9 млн. рублей). «Общегосударственные вопросы» при плане 319,3 млн. рублей, исполнено 282,5 млн. рублей, что составляет 88,46%, «Национальная экономика» при плане 72,7 млн. рублей, исполнено 66,5 млн. рублей, что составляет 91,53%,«Жилищно-коммунальное хозяйство» за 2023 год характеризуется следующими данными при плане 150,9 млн. рублей, исполнено 125,2 млн. рублей, что составляет 82,93%, в том числе в разрезе подразделов, «Образование» за 2023 год характеризуется следующими данными при плане 1 035,8 млн. рублей, исполнено 1015,9 млн. рублей, или 98,07%, «Здравоохранение» при плане 0,3 млн. рублей исполнение составило 100%. В рамках непрограммных мероприятий бюджета Черниговского муниципального округа созданы условия для организации медицинской помощи населению на территории Черниговского муниципального округа.
При плановом размере дефицита на 2023 год в объеме 86,7 млн. рублей, фактически бюджет исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 42,6 млн. рублей.
В составе источников финансирования дефицита бюджетов отражены источники внешнего финансирования в виде изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.
Численность трудовых ресурсов в 2023 г. составила 14,2 тыс. человек, к 2027 году прогнозируется численность трудовых ресурсов - по базовому варианту 14,3 тыс.чел. В стране происходит обесценивание и постепенная деградация трудового потенциала. Безработица является лишь частью проблем, связанных с отсутствием эффективных механизмов использования трудовых ресурсов. Основной негативной характеристикой является низкий уровень трудовых доходов большой части работников. Однако принимаемые меры на уровне федеральной власти внесут свои корректировки в данный показатель и в ближайшем будущем численность трудовых ресурсов будет планомерно увеличиваться, воспроизводство трудовых ресурсов — это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.
Численность занятых в экономике в 2023 году составила 9,9 тыс. чел. В прогнозном периоде 2025-2027 годах в связи с наметившейся тенденцией сокращения численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока ожидается численность занятых в экономике к 2027 году в пределах 10 тыс.чел. по консервативному и базовому варианту.
Уровень зарегистрированной безработицы. Уровень регистрируемой безработицы в 2023 году, составил 1,5% показатель остался на уровне 2022 года.
По базовому варианту к 2027 году уровень зарегистрированной безработицы составит 1,6% в соотношении к занятому населению, что на 0,1% выше отчетного 2023 года.
На рынке труда акцент будет перенесен на стимулирование безработных граждан в трудоспособном возрасте к активному самостоятельному поиску работы.
В 2025-2027 годах администрация Черниговского муниципального округа планирует усиленно работать на создание условий по обеспечению устойчивых темпов роста в реальном секторе экономики и повышение жизненного уровня населения округа. Предполагается рост объемов валового регионального продукта за счёт ускоренного развития сельскохозяйственного производства, сохранения темпов промышленного производства и стабилизации потребительского рынка.
Возможные направления для развития экономики Черниговского муниципального округа.
Приоритетные:
- Создание логистического центра по переработке, погрузке и транспортировке сои и кукурузы в центральную часть России.
Также открытие на территории округа дилерских центров (спецтехники и сельхозтехники), а также создания сервисных центров для их обслуживания.
2. Реализация проектов по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья: сои и зерновых.
3. Развитие семейных животноводческих ферм мясомолочного направления.
4. Реализация мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм молочного направления продуктивной мощностью до 100 голов дойного стада.
5. На территории Черниговского муниципального округа реализуется проект плана социально-экономического развития опорного населенного пункта с. Черниговка и прилегающих территорий Черниговской сельской агломерации до 2031 года.
6. Реализация проекта долгосрочного плана развития опорного населенного пункта с. Черниговка и прилегающих территорий Черниговской сельской агломерации до 2031 года.
7. В связи с активным развитием инфраструктуры в округе, реализация мероприятий направленных на улучшение демографической ситуации, и созданию новых рабочих мест одним из основополагающих направлений в сфере инвестиционной привлекательности на территории Черниговского муниципального округа является строительство домов малоэтажной застройки.
8. Возрождение овощеводства, садоводства.
Второстепенные:
1. С учетом увеличения посева зерновых и сои (к 2025 году посевные площади составят 29000 га), наличия 33 производителей сельскохозяйственной продукции(сои и зерновых), на территории Черниговского муниципального округа рассматривается вопрос о создании кооперации, не только сельхоз, но и кооперации по сбору дикоросов, меда, а также переработки и упаковки.
2. Создание комплекса по переработке соломы и изготовление экологической посуды.
3. Дальнейшее развитие промышленной индустрии (щебень, кирпич, железобетонные изделия, керамзит), являющейся также одной из основных отраслей экономики округа.
4. Увеличение объемов железобетонной продукции ОАО Сибирцевский комбинат строительной индустрии.
5. Увеличение мощности ООО «ТМХ-Сервис» депо «Сибирцево».
6. Формирование на территории округа современной площадки в формате индустриального парка, привлекательной для инвесторов, нацеленных на создание конкурентоспособных производств.
7. Развитие и усовершенствование лыжной базы с. Дмитриевка в целях пропаганды здорового образа жизни, создания места притяжения для жителей и гостей Черниговского муниципального округа, создание условий круглогодичного функционирования лыжной базы для размещения спортсменов и тренерского состава, что позволит проводить укрупненные спортивные мероприятия (краевые соревнования).
8. Возрождение садов в с. Синем Гае.
9. На территории Черниговского муниципального округа расположено устье реки Илистая, впадающее в озеро Ханка, есть потенциал разведения различных видов рыб, обитающих в водоемах и реках округа (Карп (зеркальный, немецкий) сазан, Белый амур, Толстолоб, Змееголов, Сом, Карась серебряный Ханкайский, Черный Лещ).
Для улучшения условий жизни каждого жителя округа определены приоритетные направления деятельности, такие как: повышение инвестиционной привлекательности округа, мобилизация доходов во все уровни бюджета, развитие агропромышленного комплекса, развитие туризма и формирование положительного имиджа развития Черниговского муниципального округа. Так же на территории Черниговского муниципального округа реализуются национальные проекты, региональные проекты и государственные программы. В целях дальнейшего привлечения инвестиций в экономику района, устранения административных барьеров, формирования и продвижения положительного инвестиционного имиджа округа и края, администрация Черниговского муниципального округа обновила соглашение с «Инвестиционным агентством Приморского края» о сотрудничестве № 08-01-21 от 01.07.2024 года.
В пределах своих полномочий администрацией округа решаются задачи по созданию благоприятного инвестиционного климата, ведется разработка инвестиционного стандарта, предусматривающего предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования ресурсами, находящимися в муниципальной собственности.
Администрацией Черниговского муниципального округа разработан регламент сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Черниговского муниципального округа. Настоящий Регламент направлен на унификацию процедуры взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности с органами местного самоуправления Черниговского муниципального округа, снижение административных барьеров при реализации инвестиционных проектов на территории Черниговского муниципального округа.
Для решения широкого круга вопросов по жизнеобеспечению округа, реализации общественно значимых проектов в прогнозируемом периоде приоритетным направлением деятельности станет развитие муниципально-частного партнёрства, целями которого являются: привлечение частного сектора к строительству и эксплуатации инфраструктурных объектов, находящихся в муниципальной собственности, повышение эффективности использования муниципальной собственности, техническое перевооружение объектов муниципальной собственности и повышение качества предоставляемых услуг.
В плановом периоде будет продолжена работа по реализации национальных проектов, муниципальных программ, обеспечению качественного исполнения бюджета округа, повышению эффективности управления муниципальным имуществом, исполнению всех полномочий по решению вопросов местного значения.