Годовой отчет
по комплексной оценке, результативности и эффективности муниципальных программ Черниговского муниципального округа за 2024 год.
В течение 2024 года в Черниговском округе осуществлялись мероприятия по реализации 31 муниципальных программ, 3 из которых состоят из 14 подпрограмм, 28 муниципальных программ были профинансированы.
Объем финансирования муниципальных программ планировался в сумме – 1 513 099 231,89 тыс. руб. Фактический объем финансирования программ из бюджетов всех уровней в 2024 году составил – 1 480 669 150,43 тыс. руб. Процент исполнения составил – 79,86 % от плана.
В 2024 году реализация муниципальных программ осуществлялась по следующим направлениям:
1. «Развитие образования Черниговского округа» на 2024-2027 годы – включает в себя 7 подпрограмм:
- «Развитие системы дошкольного образования Черниговского округа на 2024-2027»
- «Развитие системы общего образования Черниговского округа на 2024-2027 годы»
- «Развитие системы дополнительного образования, отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Черниговского округа»
- «Обеспечение деятельности учреждений и органов самоуправления системы образования Черниговского округа на 2024-2027 годы»
- «Пожарная безопасность в образовательных учреждениях Черниговского округа на 2024-2027 годы»
- «Антитеррористическая безопасность в образовательных учреждениях Черниговского округа на 2024 – 2027 годы»
- «Формирование законопослушного поведения Участников дорожного движения на территории Черниговского округа на 2024-2027 годы».
2. «Комплексное развитие сельских территорий Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
3. «Развитие культуры в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
4. «Развитие физической культуры и спорта в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
5. «Энергоресурсосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2027 годы».
6. «Формирование информационного общества в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
7. «Противодействие и профилактика, терроризма на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
8. «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Черниговском муниципальном округе на 2024-2026 годы» – состоящая из 3 подпрограмм:
1) Ремонт и содержание дорог местного значения Черниговского муниципального округа Приморского края;
2) Развитие транспортного хозяйства Черниговском муниципального округа;
3) Повышение безопасности дорожного движения на территории Черниговского муниципального округа.
9. «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Черниговского муниципального округа на 2024-2026 годы» - состоящая из 4 подпрограмм:
1) «Чистая вода на 2024-2026 годы».
2) «Развитие, ремонт (капитальный ремонт) и содержание объектов коммунальной инфраструктуры Черниговского муниципального округа».
3) «Организация снабжения населения твердым топливом (дровами)».
4) «Строительство, реконструкция и модернизация объектов водоотведения на территории сельских поселений Черниговского муниципального округа».
10. «Долгосрочное финансовое планирование и организация бюджетного процесса в Черниговском муниципальном округе на 2024-2028 годы».
11. «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
12. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Черниговском муниципальном округе на 2024-2028 годы».
13. «Профилактика наркомании на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
14. «Патриотическое воспитание граждан Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
15. «Развитие муниципальной службы и информационной политики в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
16. «Профилактика правонарушений на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
17. «Молодежь Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
18. «Обеспечение жильем молодых семей Черниговского муниципального округа на 2024- 2030 годы».
19. «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
20. «Гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактика и противодействие экстремизму в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
21. «О противодействии коррупции в администрации Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
22. «Пожарная безопасность учреждений культуры на 2024-2030 годы».
23. «Капитальный ремонт муниципального жилого фонда Черниговского муниципального округа на 2024-2026 годы».
24. «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Черниговского муниципального округа Приморского края на 2024-2029 годы».
25. «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Черниговского округа на 2024-2030 годы».
26. «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве на 2024 год».
27. «Профилактика рисков причинения вреда(ущерба)охраняемым законом ценностями при осуществлении муниципального жилищного контроля на 2024 год».
28. «Профилактика рисков причинения вреда(ущерба)охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на 2024 год».
29. «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства в Черниговском муниципальном округе на 2024 год».
30. «Формирование современной городской среды на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
31. «Укрепление общественного здоровья на 2024-2030 годы».
Наибольший удельный вес в расходах муниципального бюджета на финансирование программ приходится на сферу: образование - 82,5%, развитие культуры – 7,8%, развитие дорожного хозяйства и транспорта- 3,2%, долгосрочное финансовое планирование – 1,2%, развитие физической культуры и спорта – 0,47 %, на остальные программы, расходы муниципального бюджета составили 4,83%:
Оценка эффективности реализации муниципальных программ проводилась по Порядку, утвержденному постановлением Администрации Черниговского муниципального округа от 05.04.2024 №342-па «Об утверждении порядка организации работы по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ в Черниговском муниципальном округе» (с изменениями) на основании представленных годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ и подпрограмм.
Основными критериями для оценки эффективности муниципальных программ являются: выполнение запланированных мероприятий программы в соответствии с установленными целевыми индикаторами, уровень финансового обеспечения программы, соответствие программы системе приоритетов социально-экономического развития Черниговского муниципального округа, организация контроля над реализацией программы, уровень динамики индикаторов.
В результате проведенного анализа, каждая муниципальная программа, включая и ее подпрограммы, получила заключение о ее эффективности и целесообразности продолжения.
Из муниципальных программ фактическое значение индикатора «более 0,9» у 30-ти программ:
1) «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы». Эффективность программы повысилась в связи с увеличением целевых индикаторов, а именно: произошло увеличение доли среднесписочной численности работников всех организаций. Плановое значение на 2024 год – 10,6 %, достигнуто – 29 %. Увеличение эффективности целевого индикатора произошло в связи с сокращением численности работников всех организаций и уменьшением среднесписочной численности работников малого бизнеса, уточнены данные основной переписи малого бизнеса в 2020 году. Оценка эффективности целевого индикатора -2,78.
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства, утверждены показатель муниципальной программой равен - 4, выполнено - 5 единиц социальных предприятий на территории округа. Увеличение числа социальных предпринимателей положительно сказывается на решении или смягчении острых социальных проблем общества, а также на обеспечении доступа к качественным социальным услугам. Оценка эффективности целевого индикатора равна – 1,25.
Увеличение количества физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД), утверждено программой – 1500 единиц, выполнено – 1650 единиц. Увеличение числа плательщиков налога на профессиональный доход направлено на пополнение бюджета налогами от частной практики физических лиц в бюджет Черниговского муниципального округа, а также помогает населению «выходить из тени». Оценка эффективности целевого индикатора – 1,1.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения, утверждено муниципальной программой на 2024 год 263,4 единиц, достигнуто 266,5. Повышение показателя подтверждает увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых на территории Черниговского муниципального округа. Оценка эффективности целевого индикатора – 1.
Итоговая сводная оценка эффективности программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы» - составила 1,5.
В данную муниципальную программу в 2024 году вносились изменения, утвержденные постановлением Администрации Черниговского муниципального округа от 14.10.2024 № 1027-па.
2) «Долгосрочное финансовое планирование и организация бюджетного процесса в Черниговском муниципальном округе на 2024-2028 годы». Сводная оценка эффективности программы составила – 1,03. Данная муниципальная программа имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ. Она является «обеспечивающей», ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов их реализации. В связи с чем, оценка эффективности программы не производится. Целевые индикаторы за 2024 год достигнуты. В 2024 году изменения в указанную муниципальную программу не вносились.
3)«Энергоресурсосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы». Программой предусмотрены 5 целевых индикаторов. В результате ранее установленных приборов учета, проведения мероприятий по промывке и ремонту внутренних сетей имеется значительная экономия в потреблении энергоресурсов и денежных средств. По результатам видно, что программа эффективна. Необходимо продолжить выполнение мероприятий по повышению энергетической эффективности источников теплоснабжения. Итоговая сводная оценка эффективности программы составила – 0,94.
В 2024 году в муниципальную программу «Энергоресурсосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы» вносились изменения утвержденные постановлениями администрации Черниговского муниципального округа от 18.06.2024 № 590-па, от 18.11.2024 № 1185-па «О внесении изменений в постановление администрации Черниговского муниципального округа от 11.01.2024 №19-па «Об утверждении муниципальной программы «Энергоресурсосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2026 годы».
4) «Профилактика наркомании на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы». В данной муниципальной программе предусмотрено 2 целевых показателя: снижение лиц, состоящих на учете в кабинете у врача-нарколога КГБУЗ ЦРБ Черниговского района, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 290, достигнуто - 290. Оценка эффективности целевого индикатора – 1.
Деятельность некоммерческих организаций по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в округе, утверждено муниципальной программой на 2024 год значение - 1, достигнуто - 3. Оценка эффективности целевого индикатора - 3.
Итоговая сводная оценка основных целевых индикаторов муниципальной программы - 2. Эффективность программы в 2024 году выше утвержденного уровня по причине превышения волонтерских организаций, которые участвуют в профилактике наркомании.
В 2024 году в программу изменения не вносились
5) Патриотическое воспитание граждан Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы. В целом сводная оценка эффективности программы составила- 3,6. Целевой индикатор «количество мероприятий патриотической направленности, проведенных в районе» значительно увеличился. В музее чаще стали обновляться выставки, увеличилось число мероприятий для школьников с участниками СВО и воинов интернационалистов, в школах района, стали больше уделять внимания пропаганде патриотического воспитания среди школьников.
В связи со сложившейся ситуацией в стране (специальная военная операция, мобилизация граждан России), увеличилось количество благотворительных мероприятий и все они стали более массовыми и площадными. Многие развлекательные мероприятия поменяли свой формат на патриотический.
Увеличение целевого индикатора «доля граждан Черниговского района, принявших участие в мероприятиях патриотической направленности» обусловлено тем, что в течении года применялись различные формы работы: от торжественных церемоний до интерактивных квестов, викторин, спортивных соревнований и культурных фестивалей. Разнообразие проводимых мероприятий, помогает привлечь больше разных возрастных групп и социальных слоев. Так же ведется продуктивная работа по привлечению посетителей через социальные сети, одноклассники, ВКонтакте, телеграмм (реклама, посты, репосты, и т.д.)
Финансовое обеспечение программы приведено в соответствии с решением думы от 18.12.2024 №159-НПА «О внесении изменений в бюджет Черниговского муниципального округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годы».
6) «Профилактика правонарушений на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы». В муниципальной программе утверждено 2 целевых показателя:
1. Снижение количества зарегистрированных преступлений и правонарушений., утверждено муниципальной программой на 2024 год - 300, достигнуто - 300. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
2. Количество проведенных профилактических мероприятий среди ранее осужденных граждан, утверждено муниципальной программой на 2024 год 50, достигнуто - 50. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
Итоговая сводная оценка основных целевых индикаторов муниципальной программы - 1. Эффективность программы в 2024 году на уровне утвержденного.
В 2024 году в программу изменения не вносились.
7) «Профилактика и противодействие коррупции в администрации Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы». В данной муниципальной программе предусмотрено 5 целевых показателей:
1. Протесты прокуратуры на правовые акты органов местного самоуправления Черниговского муниципального округа в сфере противодействия коррупции, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 3, достигнуто - 3 Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
2. Количество муниципальных служащих, в отношении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проведена проверка, от общего числа муниципальных служащих, представляющих указанные сведения, утверждено муниципальной программой на 2024 год значение - 4, достигнуто 4. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
3. Количество мероприятий антикоррупционной направленности проведенных в отчетный период, в том числе с участием общественных объединений и организаций, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 3, достигнуто - 3. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
4. Численность муниципальных служащих, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 20, достигнуто - 20. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
5. Количество публикаций в СМИ, размещения на официальном сайте Черниговского муниципального округа по вопросам противодействия коррупции, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 5, достигнуто - 5. Оценка эффективности целевого индикатора — 1.
Итоговая сводная оценка основных целевых индикаторов муниципальной программы – 1. Эффективность программы в 2024 году на утвержденном уровне.
- «Гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактика и противодействие экстремизму в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы.
Данной программой предусмотрено три целевых индикатора:
- «Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных и межрелигиозных отношений, в общем количестве граждан, проживающих на территории Черниговского муниципального округа».
Доля граждан, положительно оценивающих межнациональные отношения в Черниговском муниципальном округе утверждено муниципальной программой на 2024 год – 89%, достигнуто – 89%.
- «Толерантное отношение к представителям другой национальности».
Доля толерантного отношения коренного населения округа к представителям другой национальности от общего количества проживающих на территории Черниговского муниципального округа на 2024 год – значение 85%, достигнуто – 85%.
- «Количество мероприятий, проведенных в Черниговском муниципальном округе способствующих гармонизации межнациональных отношений».
В 2024 году на территории Черниговского муниципального округа проведено 12 культурно - массовых, социально - значимых мероприятий для развития и укрепления межнациональных, дружеских отношений.
Эффективность выполнения программы в 2024 году можно считать удовлетворительной. Настоящая программа является важной составной частью политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, обеспечивающей согласованное проведение мероприятий, направленных на профилактику проявлений экстремизма и гармонизацию межэтнических и межнациональных отношений на территории Черниговского муниципального округа особенно в период проведения СВО.
Итоговая сводная оценка основных целевых индикаторов муниципальной программы – 1. В 2024 году в программу изменения не вносились.
- «Капитальный ремонт муниципального жилого фонда Черниговского муниципального округа на 2024-2028 годы». В целом сводная оценка эффективности программы составила 3. В данной муниципальной программе по капитальному ремонту предусмотрен один целевой индикатор. В оценке основных целевых индикаторов за 2024 год плановое значение муниципальных жилых помещений для капитального ремонта утверждено с плановым значением целевого индикатора 7 ед., фактически в 2024 году было отремонтировано 21 муниципальное жилое помещение.
В 2024 году в муниципальную программу вносились изменения, утвержденные постановлением Администрации Черниговского муниципального округа от 29.08.2024 № 845-па «О внесении изменений в постановление администрации Черниговского муниципального округа от 11.01.2024 № 18-па «Об утверждении муниципальной программы «Капитальный ремонт муниципального жилого фонда в Черниговском муниципальном округе на 2024-2026 годы».
10) «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Черниговском муниципальном округе на 2024-2027 годы». В целом сводная оценка эффективности программы составила-1,2. Данная муниципальная программа состоит из 3 подпрограмм:
1. Ремонт и содержание дорог местного значения Черниговского муниципального округа Приморского края.
В данной подпрограмме предусмотрены три целевых индикатора. В результате проведенных аукционов и котировок выполнялись работы по содержанию автомобильных дорог и безопасности дорожного движения. Вывод: цель достигнута, в связи с высокой степенью износа дорог местного значения, предлагается продолжить мероприятия по ремонту и содержанию дорог местного значения, предусмотренные в муниципальной программе «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Черниговском муниципальном округе 2024-2027 годы»
2. Развитие транспортного хозяйства в Черниговском муниципальном округе.
Подпрограммой предусмотрены два целевых индикатора. В результате заключённого договора осуществлялась бесперебойная работа по перевозке граждан по социально значимым маршрутам, что способствовало повышению комфортности проживания граждан на территории Черниговского муниципального округа. В муниципальной программе запланировано 15 социально-значимых маршрутов на автомобильном транспорте между поселениями, межмуниципальном сообщении, данный показатель выполнен. Регулярность движения автобусов 100%.
Цель в целом достигнута, в связи с высокой потребностью обеспечения транспортными услугами, населения по перевозке по социально значимым маршрутам, предлагается продолжить мероприятия по развитию транспортного хозяйства в Черниговском муниципальном округе 2024-2027 годы, предусмотренные в муниципальной программе «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Черниговском муниципальном округе 2024-2027 годы».
3. Повышение безопасности дорожного движения на территории Черниговского муниципального округа.
Данной подпрограммой предусмотрены два целевых индикатора. В результате выполнения мероприятий обеспечены безопасные условия движения по дорогам и улицам округа.
Все запланированные мероприятия по выполнению работ в рамках указанной подпрограммы были выполнены в полном объеме. Целевые индикаторы по подпрограмме высоко результативны, эффективность повысилась.
Муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Черниговском муниципальном округе 2024-2027 годы» является эффективной.
11) «Развитие культуры Черниговского муниципального округа на 2024-2030 года». В целом сводная оценка эффективности программы составила- 3%. Анализируя статистику за 2024 год работы учреждений, нужно отметить, что общее количество мероприятий и посещаемость увеличилось.
Основной целью программы является сохранение единого культурного пространства на территории Черниговского муниципального округа и создание равных условий по обеспечению услугами культуры всех жителей Черниговского муниципального округа.
В связи со сложившейся ситуацией в стране (специальная военная операция, мобилизация граждан России), увеличилось количество благотворительных мероприятий и все они стали более массовыми и площадными.
Увеличилось количество военно-патриотических мероприятий как детских, так и взрослых. Изменилась тематика и направленность массовых мероприятий на патриотическую. Жители стали активнее посещать культурно массовые мероприятия.
Анализируя работу за 2024 год можно сказать, что, не смотря на тяжелые условия возникшей в мире, стране и в нашем округе учреждения культуры с поставленными целями и задачами в плане культурно-досуговой деятельности, запланированных ремонтных работ и прочих вопросов, связанных с функционированием и жизнедеятельностью, справились.
Финансовое обеспечение программы приведено в соответствие с решением думы от 18.12.2024 №159 - НПА «О внесении изменений в бюджет Черниговского муниципального округа на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов».
12) «Развитие муниципальной службы и информационной политики в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы». В муниципальной программе предусмотрено 5 целевых показателей:
1. Количество вакантных должностей муниципальной службы, замещенных из кадрового резерва, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 3, достигнуто - 3 Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
2. Количество муниципальных служащих, назначенных на должности муниципальной службы по результатам проведения конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, утверждено муниципальной программой на 2024 год значение - 3, достигнуто 3. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
3. Количество муниципальных служащих, прошедших аттестацию согласно утвержденного графика, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 8, достигнуто - 8. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
4. Количество муниципальных служащих, прошедших краткосрочное повышение квалификации, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 5, достигнуто - 5. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
5. Количество опубликованных нормативно - правовых и информационных материалов о деятельности органов местного самоуправления Черниговского округа в газете «Новое время», утверждено муниципальной программой на 2024 год - 170, достигнуто - 255. Оценка эффективности целевого индикатора – 1,5.
Итоговая сводная оценка основных целевых индикаторов муниципальной программы – 1,1. Эффективность программы в 2024 году выше утвержденного уровня по причине опубликования социально-политической информации во второй газете «Де-факто».
В программу вносились изменения постановлением администрации Черниговского муниципального округа от 21.10.2024 года в части увеличения финансирования мероприятий программы.
13) «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
Программой «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Черниговского муниципального округа на 2024 - 2030 годы» предусмотрено:
1. Количество мероприятий, проведенных СО НКО Черниговского муниципального округа за весь период реализации муниципальной программы, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 10, достигнуто - 10. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
2. Организация участия СО НКО в семинарах и иных мероприятий по обмену опытом и распространению лучших практик, утверждено муниципальной программой на 2024 год значение - 1, достигнуто - 1. Оценка эффективности целевого индикатора — 1.
3. Оказание администрацией Черниговского муниципального округа консультационной поддержки СО НКО, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 4, достигнуто - 4. Оценка эффективности целевого индикатора - 1.
Итоговая сводная оценка основных целевых индикаторов муниципальной программы - 1. Эффективность программы в 2024 году на утвержденном уровне.
В 2024 году в программу изменения не вносились.
Муниципальная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Черниговского муниципального округа на 2024 - 2030 годы» осуществляет поддержку деятельности НКО на территории Черниговского округа.
Программа выполняется первый год, в 2025 году и последующие планируется повышение показателей муниципальной программы.
14) «Комплексное развитие сельских территорий Черниговского муниципального округа» на 2024-2030 годы. Сводная оценка эффективности программы составила - 1. Программой предусмотрены 2 целевых индикатора — общее количество жилых помещений для граждан, проживающих на сельских территориях, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории Черниговского муниципального округа и количество сельских семей, проживающих на сельских территориях, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории Черниговского муниципального округа, на условиях софинансирования с федеральным и краевым бюджетами.
В 2024 году комиссией министерства сельского хозяйства Приморского края не признаны участниками граждане Черниговского муниципального округа, внесенные в предварительный список на 2024 год по Приморскому краю.
В связи с этим, средства бюджета Черниговского муниципального округа, предусмотренные на реализацию муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на 2024 год - 0,00 рублей.
15) «Формирование современной городской среды Черниговского муниципального округа Приморского края» на 2024-2030 годы.
Целью программы является обеспечение комфортными условиями проживания граждан на территории Черниговского муниципального округа Приморского края, отвечающими санитарным, техническим нормам и правилам, и иным требованиям действующего законодательства Российской Федерации, посредством благоустройства территорий Черниговского муниципального округа Приморского края.
Программа состоит из трех подпрограмм:
1. «Формирование современной городской среды Черниговского муниципального округа Приморского края» на 2024-2030 годы
2. «Благоустройство территорий Черниговского муниципального округа Приморского края» на 2024-2030 годы.
3.«Благоустройство и содержание территорий Черниговского муниципального округа Приморского края» на 2024-2030 год.
Итоговая сводная оценка основных целевых индикаторов муниципальной программы – 1,15. Все целевые индикаторы выполнены в полном объеме. Работы, проведенные в отчетном периоде, внесли значительный вклад в повышение качества жизни граждан, улучшение городской среды Черниговского муниципального округа. В дальнейшем необходимо продолжать реализацию программы с учетом мнения жителей и изменяющихся условий.
16) «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Черниговского муниципального округа Приморского края» на 2024-2029 годы. Основной целью Программы является обеспечение надежной защиты населения и территорий округа от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целом сводная оценка эффективности программы составила-1.
Данная программа позволяет реализовывать мероприятия для принятия оперативных задач в области обеспечения безопасности населения и населенных пунктов.
Планируемые мероприятия направлены на повышение показателей и минимизацию рисков чрезвычайных ситуаций на территории Черниговского муниципального округа.
17) «Формирование информационного общества в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
Основной целью программы, является обеспечение открытости информации о деятельности органов местного самоуправления Черниговского округа для граждан и организаций; обеспечение предоставления информационных услуг гражданам и организациям; обеспечение эффективности использования средств местного бюджета, направленных на реализацию проектов в сфере информатизации. Программой «Формирование информационного общества» предусмотрено 5 целевых индикатора:
1. Количество рабочих мест в органах местного самоуправления Черниговского муниципального округа, включенных в систему электронного документооборота СМЭВ, РСМЭД, количество аттестованных рабочих мест увеличилось по сравнению с прошлым годом на 3 единицы. Оценка эффективности целевого индикатора – 0,76
2. Доля рабочих мест в органах местного самоуправления Черниговского муниципального округа, подлежащих защите информации. Оценка эффективности целевого индикатора – 1.
3. Доля рабочих мест в органах местного самоуправления Черниговского муниципального округа, оборудованных современными средствами вычислительной техники. Оценка эффективности целевого индикатора равна – 1.
4. Доля рабочих мест в органах местного самоуправления Черниговского муниципального округа, оборудованных сертифицированными средствами защиты информации. Оценка эффективности целевого индикатора – 1.
5. Доля рабочих мест в органах местного самоуправления Черниговского муниципального округа, использующих отечественные программные продукты. Оценка эффективности целевого индикатора – 1.
Итоговая сводная оценка основных целевых индикаторов муниципальной программы – 0,95. Эффективность программы возросла.
18) «Противодействие и профилактика, терроризма на территории Черниговского муниципального округа» на 2024-2030 годы. В целом сводная оценка эффективности программы составила-1.
Программой «Противодействие и профилактика терроризма на территории Черниговского муниципального округа на 2024 - 2030 годы» предусмотрено:
- организация антитеррористической деятельности, профилактика терроризма, а также противодействие возможным фактам проявления терроризма на территории округа.
- укрепление доверия населения к работе органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительным органам;
- выявление пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
- пресечение создания и деятельности общественных объединений и организаций, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации;
- недопущение подрыва безопасности государства;
- пресечение создания вооруженных формирований.
На территории Черниговского муниципального округа существует вероятность возникновения угроз террористического характера, сосредоточив основные усилия на решении главной задачи - заблаговременного осуществления комплекса мер, направленных на предупреждение террористических проявлений и максимальная минимизация их последствий, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба.
Данная программа позволяет реализовывать мероприятия для принятия оперативных задач в области обеспечения безопасности населения и населенных пунктов.
19) «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностями при осуществлении муниципального жилищного контроля на 2024 год». В целом сводная оценка эффективности программы составила-1.
Основными целями Программы является:
- Стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований жилищного законодательства всеми контролируемыми лицами;
- Устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- Создание условий для доведения обязательных требований жилищного законодательства до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
В 2024 году выполнены все мероприятия программы в полном объёме, что наблюдается в отсутствующих сведениях и обращениях о возможных нарушениях обязательных требований жилищного законодательства.
В связи с этим, средства бюджета Черниговского муниципального округа, предусмотренные на реализацию муниципальной программы «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля на 2024 год» на 2024 год - 0,00 рублей.
20) «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве на 2024 год». В целом сводная оценка эффективности программы составила-1.
В 2024 году выполнены все мероприятия программы в полном объёме, что наблюдается в отсутствующих сведениях и обращениях о возможных нарушениях обязательных требований дорожного хозяйства.
В связи с этим, средства бюджета Черниговского муниципального округа, предусмотренные на реализацию муниципальной программы «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве на 2024 год» на 2024 год - 0,00 рублей.
Программой предусмотрено 3 целевых индикатора:
- Повышение качества предоставляемых услуг населению планировалось 100%, достигнуто -100%.
- Увеличение числа контролируемых лиц, соблюдающих при осуществлении деятельности обязательных требований законодательства контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве запланировано – 1ед., достигнуто – 1 ед.
- Повышение правосознания и правовой культуры контролируемых лиц запланировано – 1 ед., достигнуто – 1 ед.
21) «Профилактика рисков причинения вреда(ущерба)охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Черниговского муниципального округа на 2024 года».
В 2024 году выполнены все мероприятия программы в полном объёме, что наблюдается в снижении количества обращений о нарушениях основных требований земельного законодательства.
В связи с этим, средства бюджета Черниговского муниципального округа, предусмотренные на реализацию муниципальной программы «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Черниговского муниципального округа на 2024 год» на 2024 год - 0,00 рублей
Данной программой предусмотрено 2 целевых индикатора:
- Удовлетворенность контролируемых лиц и их представителями запланировано 100%, достигнуто 100%.
- Количество проведенных профилактических мероприятий запланировано – 10 ед., достигнуто – 10 ед.
Сводная оценка эффективности программы составила-1. Программа является эффективной.
22) «Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории Черниговского муниципального округа»
В программе предусмотрено 2 целевых индикатора:
-Доля выданных предостережений по результатам рассмотрения обращений с подтвердившимися сведениями о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в части муниципального жилищного контроля и муниципального контроля в сфере благоустройства запланировано – 30%, достигнуто – 30 %.
- Доля граждан, удовлетворённых консультированием в общем количестве граждан, обратившихся за консультированием запланировано – 100%, достигнуто – 100%.
Сводная оценка эффективности программы составила – 1. Программа в 2024 реализована и является эффективной.
23) «Укрепление общественного здоровья» на 2024 – 2030 годы.
Программой предусмотрено два целевых индикатора:
- Не менее 12 ежегодных публикаций о здоровом образе жизни в средствах массовой информации и социальных сетях запланировано 12 шт., достигнуто 12 шт.. выполнение 100%;
- Проведение не менее 12 мероприятий в каждом образовательном учреждении к 2030 году по формированию здорового образа жизни, снижению потребления алкогольной продукции, пива и табака среди детей и подростков запланировано 12 шт., достигнуто 12 шт., выполнение 100%.
Целью Программы является:
- сформировать у населения навыки здорового образа жизни;
- сформировать у населения мотивацию к отказу от вредных привычек, в том числе: потребления алкоголя, табачной продукции;
- проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения Черниговского округа;
- повысить продолжительность жизни граждан Черниговского муниципального округа;
- повысить уровень информированности населения Черниговского муниципального округа в области ЗОЖ.
В 2024 году выделено и израсходовано денежных средств в размере 427 851 рублей. Общая сводная оценка муниципальной программы за 2024 год составляет – 1.
24) «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы». В целом сводная оценка эффективности программы составила-1,08.
Доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности Черниговского муниципального округа, обеспеченных беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных граждан запланировано в программе 10%, исполнено 10%, процент выполнения — 100 %.
Количество объектов социальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности Черниговского муниципального округа, обеспеченных беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных граждан запланировано в программе 0, исполнено 0 - процент выполнения — 100 %.
Удельный вес инвалидов, охваченных социокультурной реабилитацией запланировано в программе 20%, исполнено 25%, процент выполнения-125 %.
На реализацию программы в 2024 году выделено 100,000 тыс. руб. Средства были израсходованы на приобретение кнопки вызова, табличек со шрифтом брайля в выставочные залы Историко-краеведческого музея, вывески со шрифтом брайля на здания Историко-краеведческого музея, библиотеки-филиала с. Черниговка, библиотеки-филиала пгт. Сибирцево.
25) «Пожарная безопасность учреждений культуры Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
Программой предусмотрено доля объектов муниципальных учреждений культуры Черниговского муниципального округа, оснащенных автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения — 72,4%, выполнено — 103,4% число учреждений культуры, оснащенных пожарным техническим вооружением — 24 здания, оснащены за 2024 год — 24 здания, выполнение -100%.
Мероприятия муниципальной программы реализовались за счет средств бюджета Черниговского муниципального округа. Финансовое обеспечение программы в 2024 году составило 645,304 тыс. руб.
Проанализировав динамику фактически достигнутых значений целевых индикаторов, программа является эффективной. В целом сводная оценка эффективности программы составила-1,01.
26) «Молодежь округа» на 2024-2030 годы. В целом сводная оценка эффективности программы составила-1.
Муниципальная Программа Черниговского муниципального округа «Молодёжь округа» на 2024-2030 г.г. разработана и реализуется как один из инструментов социального становления молодых граждан, реализации потенциала молодежи.
Цели и задачи программы:
- создание наиболее благоприятных условий для всестороннего развития молодёжи в Черниговском муниципальном округе;
-повышение привлекательности Черниговского муниципального округа, как постоянного места проживания и деятельности молодёжи;
-поддержка региональных проектов в области формирования и реализации молодёжной политики;
- поддержка талантливой молодёжи;
-правовое, культурное просвещение молодёжи;
-содействие охране и укреплению здоровья, повышение социальной престижности здорового образа жизни среди молодых граждан;
-поддержка молодых семей и специалистов; -развитие толерантности молодёжи.
В 2024 году в рамках программы Молодежь округа были проведены такие мероприятия как День молодежи, Обучающие семинары для волонтеров с приглашенными спикерами Ресурсного центра г. Владивосток, Весенний патриотический марафон, уборка памятников ко Дню Победы. Активисты Движения Первых на территории Черниговского округа провели уроки оказания первой помощи, военно-патриотическую игру Зарница 2:0, акцию «Лапка помощи» по помощи бездомным животным, организована работа по плетению маскировочных сетей и сбору гуманитарной помощи для отправки в зону СВО, на постоянной основе организована помощь членам семей участников СВО. Волонтеры Черниговского округа на постоянной основе работают на районных спортивных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах, а также на краевых и международных мероприятиях, таких как ВЭФ, Зимние международные игры «Дети Приморья», окружной форум «Море добра» и многие другие. Проанализировав динамику фактически достигнутых значений целевых индикаторов эффективность выполнения программы в 2024 году можно считать удовлетворительной.
27) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Черниговском муниципальном округе» на 2024-2030 годы. В 2024 году сводная оценка эффективности составляет 1,41.
Основное направление мероприятий программы - это развитие туристического потенциала в Черниговском районе.
В 2024 году на реализацию программных мероприятий из бюджета Черниговского муниципального округа были выделены бюджетные ассигнования на:
- создание туристических маршрутов на территории Черниговского муниципального округа – туристический маршрут «Горно-Хуторское городище» - 30,300 тыс. руб.;
- проведение фестивалей на территории Черниговского муниципального округа – фестиваль «Бешеная ягода» - 593,019 тыс. руб.
Мероприятия муниципальной Программы реализовались за счет средств муниципального бюджета. Финансовое обеспечение Программы в 2024 году составило 623,319 тыс. руб.
По экскурсионному направлению в Черниговском округе также имеется положительная динамика. Прослеживается тенденция к увеличению посещаемости экскурсий, организованных Историко-краеведческим музеем Черниговского округа, таким образом, жители Приморского края и Черниговского округа активно принимают участие в изучении истории Черниговского района. В историко-краеведческом музее постоянно проводятся и имеют большую популярность художественные выставки и выставки декоративно-прикладного творчества.
Туристические маршруты играют ключевую роль в развитии туризма, обеспечивая доступ к уникальным природным и культурным достопримечательностям.
В Историко-краеведческом музее в 2024 году осуществляются следующие туристические маршруты для жителей Приморского края и Черниговского муниципального округа:
- Туристический маршрут по памятникам и историческим местам с. Черниговка.
- Туристический маршрут «Горнохуторское городище»
- Туристический маршрут «По следам В.К. Арсеньева»
-Туристический маршрут Памятники Гражданской войны «И на Тихом океане свой закончили поход…»
Посещение туристических маршрутов остается важным аспектом развития внутреннего туризма. Для дальнейшего роста популярности маршрутов необходимо продолжать работу над улучшением инфраструктуры, повышением уровня сервиса и расширением информационного сопровождения.
«Количество мероприятий событийного туризма для популяризации Черниговского муниципального округа (фестивали, выстави, форумы, спортивные мероприятия)» - запланировано — 4 мероприятия, проведено — 6, процент выполнения – 150 %. Показатель увеличился.
Событийный туризма привлекает людей благодаря возможности стать частью уникального события, получить новые впечатления и расширить кругозор.
Основные виды событийного туризма в Черниговском округе:
Фестивали и праздники:
Фестиваль томатов «Бешеная ягода»;
Краевой фестиваль современного любительского творчества «Черниговские родники».
Спортивные мероприятия:
Фестиваль трейлов «Бегу по Приморью»;
Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России 2024»
Концерты и музыкальные туры:
Мюзикл учащихся детской школы искусств Черниговского округа «На встречу приключениям»;
Постановка народного театра «Феникс «Последняя жертва»
В целом программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Черниговском муниципальном округе» на 2024-2030 годы признать перспективной.
28) Развитие образования Черниговского муниципального округа» на 2024-2027 годы». Программа состоит из 7 подпрограмм. Сводная оценка эффективности программы составила- 0,98. Муниципальная программа «Развитие образования Черниговского муниципального округа на 2024 - 2027 годы» годы создает благоприятные условий для устойчивого функционирования сети образовательных учреждений Черниговского муниципального округа.
Программа эффективно исполняется Управление образования администрацией Черниговского муниципальный округа. Поддерживается главой Черниговского муниципальный округа, Думой Черниговского муниципальный округа Приморского края и Координационным Советом предпринимателей Черниговского муниципального округа. Муниципальная программа исполнена эффективно, достигнуто выполнение плановых показателей.
На 2024 год на реализацию мероприятий Программы из бюджета Черниговского муниципального округа предусмотрено 1240352,558 тыс. руб.,
В муниципальной программе предусмотрено 41 целевых показателя:
- Обеспечение доступности дошкольного образования от 2 месяцев до 7 лет, утверждено муниципальной программой на 2024 год - 100%, Охват детей дошкольным образованием в Черниговском округе удовлетворяет спрос на места в ДОУ. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет составляет 100 %.
- Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования)-100% Все дети стоящие в текущей очереди ,обеспечены местом в дошкольном образовательном учреждении.
- Доля детей в возрасте от 3 до7 лет, получающих дошкольное образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в общей численности детей от 3 до 7 лет. Все дети стоящие в текущей очереди, обеспечены местом в дошкольном образовательном учреждении.
- Доля дошкольных учреждений, в которых созданы условия для организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями- 50%. Все дошкольные учреждения Черниговского муниципального округа работают в соответствии с Федеральной Образовательной программой дошкольного образования. Устаревшая материально-техническая база и требования к компьютеризации образовательного процесса. Низкий уровень технологической и информационно-коммуникационной компетентности педагогических кадров и новые квалификационные требования. Для решения этих проблем внедряются современные технологии и методики, отвечающие требованиям времени, повышают квалификацию педагоги.
5.Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования-80,8% - родителей удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы с детьми. Одной из весомых причин неудовлетворённости населения качеством дошкольного образования, является отсутствие дополнительного образования для дошкольников внутри учреждений.
6. Степень удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления образовательных услуг 81, 2%. Для выявления степени удовлетворённости населения проводится мониторинг. По результатам мониторинга составляется акт с итогами и рекомендациями по устранению выявленных недостатков. На основе этих рекомендаций образовательные организации разрабатывают план мероприятий по улучшению качества своей работы.
7. Доля учащихся, принимающих участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников; других олимпиадах и конкурсах, имеющих статус Всероссийских и международных – 82.5 %. В некоторых случаях участники сталкивались с техническими сбоями при выполнении заданий на порталах электронных школ, что приводило к неявке. Также важно учитывать, что школьный этап ВСОШ проводится в плотном графике — практически ежедневно в течение 21 дня, для всех желающих детей 5–11 классов — в один день. Это требует от учителей много времени и усилий по организации и проверке заданий, что может снижать интерес школьников. Для решения проблемы необходимо повышать интерес к олимпиаде, обеспечивать доступность информации о её проведении и мотивацию участников.
29) «Развитие физической культуры и спорта на территории Черниговского муниципального округа» на 2024-2030 годы». Сводная оценка эффективности программы составила – 0,99. Главной целью Программы является - укрепление здоровья жителей округа вне зависимости от возраста средствами физической культуры и спорта; воспитание физически и нравственно здорового молодого поколения округа, повышение уровня подготовленности Черниговских спортсменов и команд для выступления на краевых, всероссийских и международных соревнованиях.
Задачи Программы:
- создание условий для привлечения жителей Черниговского округа, вне зависимости от их возраста, материального или социального положения, к занятиям физической культурой и спортом;
- создание условий для подготовки спортивного резерва в сборные команды Черниговского округа
-увеличение обеспеченности населения округа доступными услугами физкультурно-спортивных сооружений и оснащение их современным оборудованием и инвентарем;
- пропаганда физической культуры и спорта, как составляющей здорового образа жизни;
- обеспечение проведения спортивных мероприятий в рамках окружного и краевого календарных планов.
Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта на территории Черниговского муниципального округа» на 2024 - 2030 годы выполнена на 100%.
30) «Обеспечение жильем молодых семей Черниговского муниципального округа» на 2024- 2030 годы». В целом сводная оценка эффективности программы составила-1,1.
Целью Программы «Обеспечение жильем молодых семей Черниговского округа на 2024-2030 г.г. является предоставление социальной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В 2024 году выделено и израсходовано денежных средств в размере 4608450 рублей на предоставление молодым семьям округа – участникам программы социальных выплат на приобретение (строительство) стандартного жилья, в том числе:
из федерального бюджета и бюджета Приморского края 3251307,14 рублей;
из бюджета Черниговского округа 1357142,86 рублей.
В 2023 году в список претендентов вошли шесть семей Черниговского округа (семьи Мартеха, Сильченко, Глазуновы, Нечкины, Марченко,Горох)
Отделом молодежной политики и спорта выдано шесть свидетельств на получение социальных выплат, семьи успешно реализовали право на приобретение (строительство) стандартного жилья, с привлечением собственных средств в размере 22672539 тысяч рублей (из них 2515401 рублей объем собственных средств, 17110622 объем средств кредитных организаций, 3046515 средства материнского капитала), всего приобретено 290 квадратных метров.
Значение индикатора «значении не менее 0,6» у 1-ой программы:
1) «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы». Сводная оценка эффективности программы составила- 0,82. В 2024 году проведены мероприятия, направленные на повышения надежности и качества услуг по тепло- и водоснабжению, снижение среднего физического износа систем коммунальной инфраструктуры, улучшение санитарного состояния территорий Черниговского муниципального округа (ликвидация несанкционированных свалок) и обеспечения населения твердым топливом (дровами).
В связи с высокой степенью износа оборудования, зданий объектов ЖКХ и сетей тепло-водоснабжения, предлагается продолжить мероприятия по ремонту объектов ЖКХ и строительству водоочистных сооружений, обеспечению населения дровами предусмотренные в подпрограммах муниципальной программе «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
Муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития округа.
Разработка муниципальных программ по-прежнему остается одним из приоритетов в системе муниципального управления и является серьезным шагом на пути повышения эффективности работы отраслевых отделов и управлений по внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат.
Муниципальные программы являются механизмом программно- целевого управления бюджетными ресурсами и в конечном итоге позволяют оценить эффективность использования направляемых на финансирование программных мероприятий бюджетных ресурсов. Тем самым программы дают возможность повысить результативность бюджетных расходов.