Приложение № 2
Черниговский муниципальный округ
Салюк Ольга Геннадьевна – Глава Черниговского муниципального округа
(январь-март) 2024 года |
(январь-март) 2025 года |
Динамика к аналогичному периоду прошлого года, % |
|
Численность населения, тыс. чел. (на начало отчетного года) |
25,893 |
25,577 |
98,8% |
Численность занятых в экономике, тыс. чел. |
9.9 |
10,5 |
106,1% |
Площадь территории, кв. км |
1840,4 |
1840,4 |
100% |
Оборот крупных и средних организаций |
1944,4 |
1762,9 |
94,7 %* |
Доля в обороте организаций края, % |
0,33 |
0,26 |
-0,07пп. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами по чистым видам деятельности крупными и средними организациями млн рублей (темп в действующих ценах) |
1544,9 |
1209,5 |
82,7%* |
Доля в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ услуг собственными силами по чистым видам деятельности крупными и средними организациями края, % |
0,50 |
0,33 |
-0,17 пп. |
Строительство, млн рублей |
- |
- |
|
Производство продукции сельского хозяйства, млн рублей |
100,23 |
96,1 |
96,1% |
Рыболовство, рыбоводство, млн рублей |
- |
- |
|
Лесозаготовки, млн рублей |
- |
- |
|
Оборот розничной торговли, млн рублей |
284,6 |
339,6 |
110,5%* |
Оборот общественного питания, млн рублей |
61,7 |
2,4 |
3,6%* |
Объем платных услуг населению, млн рублей |
81,4 |
90,7 |
95,4* |
Малый бизнес |
|||
Малый бизнес, оборот малых предприятий (без учета ИП), млн рублей (темп роста в действующих ценах) |
815,92 |
840,4 |
103% |
Доля малых предприятий (без учета ИП) в числе хозяйствующих субъектов, % |
47,9 |
45,5 |
95% |
Количество малых предприятий (без учета ИП), ед. |
112 |
101 |
90,2% |
Число индивидуальных предпринимателей (ИП), чел. |
564 |
602 |
106,7% |
Численность занятых в малом бизнесе (без учета ИП), тыс. чел. |
0,7 |
0,7 |
100% |
Доля занятых в малом бизнесе (без учета ИП) в общей численности занятых в экономике, % |
7,1 |
6,7 |
-0,4 пп |
Социальные индикаторы |
|||
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним организациям, рублей (январь-февраль) |
66751,8 |
73086,6 |
109,2%* |
Просроченная задолженность по за работной плате, млн. рублей |
0 |
0 |
0 |
Инвестиционное развитие |
|||
Объем инвестиций в основной капитал, млн рублей |
65,96 |
23,123 |
35% |
Введено жилья, кв. м |
2383 |
2298 |
96,4%* |
Обеспеченность жильем на душу населения, кв. м |
34,1 |
34,8 |
112,6% |
Занятость населения |
|||
Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению, % |
1,2 |
0,9 |
-0,3 пп. |
Нагрузка незанятого населения на 100 заявленных вакансий, человек |
0,9 |
0,6 |
-0,3 пп. |
*Данные приведены в сопоставимых ценах
Численность постоянного населения Черниговского муниципального округа на 01.01.2025 года составила 25577 человек (98,8% к 3 месяцам 2024 года). Сокращение населения происходит как за счет естественной, так и миграционной убыли.
Объем отгруженных товаров составляет (82,7% к январю-марту 2024 года в сопоставимых ценах). За отчетный период отгружено товаров собственного производства и оказано услуг по чистым видам деятельности крупными и средними организациями на сумму 1209,5 млн. руб. Уменьшение объемов производства произошло за счет уменьшения показателя отгружено товаров собственного производства и оказано услуг по основным видам деятельности крупными и средними организациями, по виду экономической деятельности.
Продукция сельского хозяйства (96,1% к 3 месяцам 2024), что ниже прошлого периода. Валовое производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех форм собственности за 1 квартал 2025 года составило 96,1 млн. руб., или 96,1 % к уровню прошлого года. Произведено мяса за 1 квартал 2025 года 140 тонн, молока 355 тонн, яиц 685 тыс. штук. Снизилось поголовье КРС до 995 голов (на 16,2%), птицы – до 21,8 тыс. голов (на 6,5%).
Сельскохозяйственные организации и крестьянские хозяйства ведут весенне-полевые работы: закончен ремонт сельскохозяйственной техники, ведется закупка минеральных удобрений и средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, семян высших репродукций.
15 сельскохозяйственный товаропроизводитель всех форм собственности Черниговского округа заключили Соглашение с Министерством сельского хозяйства Приморского края о комплексном участии в Государственной программе Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020 - 2027 годы» на 2025 год. Оборот розничной торговли за 3 месяца 2025 года (по крупным и средним предприятиям) увеличился на 10,5% к январю-марту 2024, что выше аналогичного показателя за прошлый период 2024 года на 55 млн. рублей, и составляет 339,6 млн. руб. Такое увеличение показателя связано с тем, что на территорию зашли крупные федеральные торговые сети такие как ООО Агроторг «Пятерочка», ООО «Экономыч», ООО "ДВ Невада" Сеть дискаунтеров "Близкий", ООО «Торгсервис 25» (Светофор).
Оборот общественного питания (3,6% к 3 месяцам 2024 года в сопоставимых ценах). По Черниговскому муниципальному округу (по крупным и средним предприятиям ОАО Сибирцевский «Щебзавод», ООО «Транснефть-Дальний Восток», столовые учебных заведений и воинских частей). Данный показатель снизился на 59,3 млн. руб. по отношению к аналогичному периоду 2024 году (2024г.- 61,77 млн. руб.) и составил 2,4 млн. руб. Снижение показателя связано с тем, что на территории Российской Федерации была проведена частичная мобилизация, а так же большая часть военнослужащих которые проходят воинскую службу в военных частях расположенных на территории Черниговского муниципального округа находятся в командировке в зоне проведения СВО, соответственно столовые воинских частей закупают меньшее количество продуктов для приготовления, тем самым произошло снижение показателя.
Объем платных услуги населению (95,4% к январю-марту 2024 в сопоставимых ценах). Показатель выше аналогичного показателя прошлого года на 11,4% или на 9,3 млн. руб. (3 месяца 2025 года – 90,7 млн. руб., 3 месяца 2024 года – 81,4 млн. руб.). В структуре общего объема платных услуг наибольший удельный вес занимают услуги населению Черниговского муниципального округа обязательного характера: коммунальные услуги, услуги системы образования и медицинские услуги. Прогнозная стоимость данных услуг ежегодно увеличивается на 5%.
Число малых и микропредприятий за 3 месяца 2025 года уменьшилось по отношению к 3 месяцам 2024 года на 11 ед. и составило 101 ед., численность занятых в малом бизнесе за период январь – март 2025 года осталась на уровне аналогичного периода 2024 года и составляет 0,7 тыс. чел.
Введено жилья за январь - март 2024 года 2298 м2, показатель уменьшился по отношению к аналогичному периоду 2024 года (за 3 месяца 2024 года-2383 м2. В основном это связано с реализацией муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы». Приоритетом пользуются граждане, работающие в АПК и выбравшие способ улучшения жилищных условий в виде строительства. Снижение показателя связано с тем, что за данный период осуществлялся ввод жилых помещений только за счет собственных либо привлеченных средств населения, удорожание строительных материалов.
Обеспеченность жильем на душу населения, 34,8 м2 (112,6% к 3 месяцам 2024-34,1 м2) – рост связан за счет снижением численности населения Черниговского муниципального округа и увеличением ИЖС строительства.
Краткая характеристика экономики
муниципального образования
1.1. Основные отрасли экономики
Экономика округа представлена в большей степени промышленным (обрабатывающим) производством, добычей полезных ископаемых, розничной торговлей и оказанием услуг населению, которые обеспечивают основную занятость населения в реальном секторе экономики Черниговского муниципального округа. Собственно, экономическое лицо округа формируют и такая отрасль, как сельское хозяйство, которое занимает удельный вес в экономике Черниговского муниципального округа.
Промышленность играет значимую роль в экономике округа, от ее развития зависит наполняемость бюджета и решение многих социальных проблем в округе. В промышленном секторе экономики Черниговского муниципального округа наибольший удельный вес имеют предприятия, которые составляют основу промышленности округа.
6 крупных и средних предприятий из них социально значимые:
- АО Сибирцевский щебеночный завод филиал «Первая нерудная компания»,
-ООО «ЛокоТех-Сервис» филиал «Дальневосточный» Сервисное Локомотивное Депо Сибирцево,
- ПМС-18,
-Сибирцевская дистанция пути-структурное подразделение Дальневосточной дирекции инфраструктуры-структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры- филиала ОАО «РЖД»,
- ООО «Транснефть-Дальний Восток» НПС № 40,
- Черниговский участок КГУП «Примтеплоэнерго».
Сельское хозяйство также играет немаловажную роль в экономике Черниговского муниципального округа 15 сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности Черниговского округа заключили Соглашение с Министерством сельского хозяйства Приморского края о комплексном участии в Государственной программе Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020-2027 годы» на 2025 год.
1.2. Бюджет
По итогам 1 квартала 2025 года в бюджет Черниговского округа поступило налогов, сборов и прочих обязательных платежей в сумме 170 822,67 тыс. рублей, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в бюджет округа зачислено собственных доходов на 24 313,09 тыс. рублей больше.
Плановые назначения, в части поступления собственных доходов, по состоянию на 01.04.2025 г. выполнены на 102,78 %, перевыполнение плана составило 4 621,67 тыс. рублей.
По данным анализа динамики поступлений источников доходов в бюджет Черниговского округа, за 1 квартал 2025 года наблюдается рост поступлений по налоговым и неналоговым доходам, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года:
- по налоговым поступлениям рост составил 15,4 %;
- по неналоговым поступлениям рост 41,1 %.
В структуре поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета налоговые поступления составили 94,5 %, в том числе:
- налог на доходы физических лиц 82,4 %;
- акцизы по подакцизным товарам 5,1 %;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 0,1 %;
- единый сельскохозяйственный налог – 0,2 %;
- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения – 3,1 %;
- налог на имущество физических лиц – 0,1 %;
- земельный налог – 0,8 %;
- госпошлина – 2,6 %.
Поступления по неналоговым доходам за 1 квартал 2025 года в общем объеме доходов составляют 5,5 %, в том числе:
- доходы от сдачи в аренду земельных участков - 0,8 %;
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества – 0,4 %;
- прочие доходы от использования муниципального имущества – 0,2 %;
- платежи при использовании природных ресурсов – 0,2 %;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат бюджетов – 3,3 %;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 0,1 %;
- поступления от штрафов – 0,4 %;
- прочие доходы (невыясненные платежи в бюджет, прочие неналоговые доходы) – 0,1 %.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления по НДФЛ в бюджет округа увеличились на 15,73 %, рост составил 19 124,70 тыс. рублей. Увеличение поступлений, согласно данным ИФНС (отчет 7-НДФЛ за 2024 г.) связано с ростом средней заработной платы по Черниговскому округу. Рост налоговой базы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 127 %.
Поступления в бюджет округа акцизов по подакцизным товарам за 1 квартал 2025 год составили 8 660,73 тыс. руб., что выше уровня поступлений аналогичного периода прошлого года на 8,98 % (713,36 тыс. рублей).
Налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения за 1 квартал 2025 года зачислен в бюджет Черниговского округа в сумме 118,94 тыс. рублей. За аналогичный период прошлого года поступления составили 269,51 тыс. рублей, снижение связано с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения по АО «Агрологистический центр «Сибирцево».
Единый сельскохозяйственный налог зачислен в бюджет округа в сумме 425,28 тыс. рублей, в сравнении аналогичным периодом 2024 года сумма поступлений снижена на 1 028,70 тыс. рублей, что связано со снижением налоговой базы в отчетном году по ООО «Смена».
По налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения поступления за 1 квартал 2025 года в бюджет округа составили 5 255,92 тыс. рублей, процент выполнения плановых назначений – 477,81.
По налогу на имущество физических лиц поступления в бюджет Черниговского муниципального округа в текущем периоде составили 240,56 тыс. рублей.
Земельный налог (от физических и юридических лиц) зачислен в бюджет округа в сумме 1 385,80 тыс. рублей.
Доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции за 1 квартал 2025 года составили 4 459,02 тыс. рублей, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение поступлений – на 3 495,40 тыс. рублей (в 4,6 раза), что связано со значительным увеличением размера государственной пошлины (Федеральный закон 259-ФЗ от 08.08.2024 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах»).
В общем объеме поступлений от неналоговых доходов, доходы от сдачи в аренду земельных участков составили 1 420,00 тыс. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 118,43 тыс. рублей (9,1 %). В анализируемом периоде, в сравнении с прошлым годом, в бюджет Черниговского округа поступили платежи от ООО «Сфера Девелопмент», ООО «Хорольагрохолдинг».
Поступления от сдачи в аренду муниципального имущества за 1 квартал 2025 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 157,30 тыс. рублей и составили 690,15 тыс. рублей. В первом квартале текущего года в бюджет Черниговского округа поступили платежи от ООО «Т2 Мобайл» и ООО «Национальная башенная компания», ООО «Дальневосточная управляющая компания», ООО «Вита-Дэнт», КГУП «Примтеплоэнерго».
За 1 квартал 2025 года в бюджет округа зачислены «прочие доходы от использования муниципального имущества» в сумме 372,15 тыс. рублей (в том числе платежи граждан за наем муниципального жилья).
Платежи при пользовании природными ресурсами, в том числе за негативное воздействие на окружающую среду, в анализируемом периоде составили 297,37 тыс. рублей.
Поступления доходов от оказания платных услуг в бюджет Черниговского округа за 1 квартал 2025 года составили 5 563,17 тыс. рублей. Увеличение поступлений в бюджет округа за аналогичный период прошлого года по данному направлению доходов составило 2 870,72 тыс. рублей (рост на 102,85 %). Платежи поступают от населения (МКУ «Служба благоустройства Черниговского округа» оказывает услуги по водоснабжению), от юридических лиц – ОАО «РЖД», КГУП «Примтеплоэнерго».
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов муниципальных округов за 1 квартал 2025 года составили 78,53 тыс. рублей, что значительно выше поступлений аналогичного периода прошлого года (на 168,20 %).
Доходы от продажи земельных участков зачислены в бюджет Черниговского округа в анализируемом периоде в сумме 112,71 тыс. рублей, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличение на 98,73 тыс. рублей (в 8 раз).
Доходов от реализации муниципального имущества за 1 квартал 2025 года в бюджет Черниговского округа не поступало.
Поступления в бюджет Черниговского округа от штрафных санкций за 1 квартал 2025 года составили 712,76 тыс. рублей, план перевыполнен более, чем в 3 раза.
1.3. Характеристика ситуации
Численность постоянного населения Черниговского муниципального округа на 01.01.2025 года составила 25577 человека (98,8% к 3 месяцам 2024 года). Сокращение населения в 2024 году произошло в связи с тем, что в 2020 году была произведена перепись населения, так же уменьшение происходит как за счет естественной, так и миграционной убыли.
Объем отгруженных товаров уменьшился на 335,4 млн. руб. к январю-марту 2024 года в сопоставимых ценах. За отчетный период отгружено товаров собственного производства и оказано услуг по чистым видам деятельности крупными и средними организациями на сумму 1209,5 млн.руб.. уменьшение объемов производства произошло за счет увеличения показателя отгружено товаров собственного производства и оказано услуг по основным видам деятельности крупными и средними организациями, по виду экономической деятельности
Оборот розничной торговли за 3 месяца 2025 года (по крупным и средним предприятиям) увеличился на 10,5 % или на 55 млн. руб. к аналогичному периоду 2024г., данный показатель в 2024 году составил 284,6 млн. руб., а 2025 году 339,6 млн. руб.
Оборот общественного питания составил 2,4 млн. руб., (3,6 %* к январю-марту 2024 года). По Черниговскому муниципальному округу (по крупным и средним предприятиям ОАО Сибирцевский «Щебзавод», ООО «Транснефть-Дальний Восток», столовые учебных заведений и воинских частей). Данный показатель снизился на 59,3 млн. руб. по отношению к аналогичному периоду 2024 года (2024г.- 61,7 млн.руб.) и составил 2,4 млн.руб.. Снижение показателя связано с тем, что на территории Российской Федерации была проведена частичная мобилизация, а также большая часть военнослужащих, которые проходят воинскую службу в военных частях, расположенных на территории Черниговского муниципального округа, находятся в командировке в зоне проведения СВО, соответственно столовые воинских частей закупают меньшее количество продуктов для приготовления, тем самым произошло снижение показателя.
Объем платных услуг населению (95,4%* к 3 месяцам 2024г.) Показатель выше аналогичного показателя прошлого года на 9,3 млн руб. (3 месяца 2024 года – 81,4 млн. руб., 2024 года- 90,7 млн. руб.).
Число малых и микропредприятий за 3 месяца 2025 года по отношению к 3 месяцам 2024 года уменьшилось на 11 ед. и составляет 101 ед., численность занятых в малом бизнесе за период январь-март 2025 года осталась на уровне аналогичного периода 2024 года.
Введено жилья за 3 месяца 2025 года 2293 м2, показатель уменьшился по отношению к аналогичному периоду 2024 года (за 3 месяца 2024 года-2383 м2. В основном это связано с реализацией муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на 2024-2030 годы. Приоритетом пользуются граждане, работающие в АПК и выбравшие способ улучшения жилищных условий в виде строительства. Снижение показателя связано с тем, что за данный период осуществлялся ввод жилых помещений только за счет собственных либо привлеченных средств населения.
Обеспеченность жильем на душу населения, 34,8 м2 (112,6% к январю-марту 2024 г. -34,1%) – рост связан за счет снижением численности населения Черниговского муниципального округа и увеличением ИЖС строительства.
1.4. Меры поддержки
В целях эффективного проведения политики в сфере поддержки предпринимательства, администрацией Черниговского округа утверждена программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Черниговском муниципальном округе» на 2024-2030гг. В 2025 году на реализацию программы предусмотрено 370 тыс. руб.. Из них:
1. На проведение собраний, посвященных «Дню российского предпринимательства», «Дню работников торговли», «Дню работников сельского хозяйства». Заложено 100,0 тыс. руб..
2. На проведение Конкурса проектов по предпринимательству «Я-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ» в Черниговском округе заложено 120,0 тыс. руб..
3. Для подготовки информационных материалов для СМИ, изготовление полиграфической продукции, освещающих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, в том числе для социальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в Черниговском округе заложено 50,0 тыс. руб..
4. На реализацию Программы и предоставление субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере социального предпринимательства на территории округа было заложено 100 тыс. руб..
Субсидия предоставляется на компенсацию понесенных ими затрат, в связи с оплатой коммунальных услуг (под коммунальными услугами понимается услуги - водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения).
Финансовая поддержка:
Финансовая поддержка в 1 квартале 2025 года не оказывалась.
Информационная поддержка:
- проведено 2 заседания Совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при Главе Черниговского округа;
- опубликовано и размещено в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации 32 статьи и информаций;
- проведено 12 универсальных ярмарок;
Администрация Черниговского муниципального округа, в лице отдела экономики, на постоянной основе осуществляет межведомственное взаимодействие с отделением Центра социальной поддержки населения, путем оказания консультационной поддержки «будущим» предпринимателям и физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но применяют специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые). В результате совместной работы индивидуальные предприниматели и самозанятые получили финансовую поддержку, в виде социальной помощи в рамках социального контракта.
Имущественная поддержка:
Администрация Черниговского муниципального округа оказывает имущественную поддержку в соответствии с 209-ФЗ от 24.07.2007 (ст. 18) и 159-ФЗ от 22.07.2008
1) предоставление муниципального имущества в пользование на долгосрочной основе;
2) предоставление арендаторам - субъектам МСП - преимущественного права выкупа, арендуемого ими имущества.
3) В 2023 году заключен договор безвозмездного пользования нежилым помещением, расположенным по адресу: с. Черниговка ул. Октябрьская, 71, площадью 100,4 м2, кадастровым номером 25:22:020102:4752 с социальным индивидуальным предпринимателем, для осуществления предпринимательской (социальной) деятельности, направленной на работу с детьми с ограниченными возможностями заключен 02.05.2023 года с Индивидуальным предпринимателем Новиковой Ксений Валерьевной сроком на 7 лет.
- Администрации Черниговского муниципального округа от 18.04.2024 № 384-па утвержден Перечень объектов муниципального имущества Черниговского муниципального округа, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, который включает 10 объектов недвижимости (нежилые помещения), из которых 7 находятся в аренде. Договоры аренды указанных 7 помещений заключены в 2020 - 2023г.г.
Развивается информационная поддержка малого бизнеса, в том числе с помощью раздела "Малый бизнес" сайта Черниговского муниципального округа, на котором отражены основы законодательств по развитию малого и среднего предпринимательства, изменения в законодательстве, касающиеся малого и среднего предпринимательства и др.
В администрации Черниговского муниципального округа организован методический кабинет для предпринимателей, а также для граждан, желающих открыть собственное дело. Кабинет оснащен компьютером, обеспечен выход в Интернет, также есть возможность пользоваться ксероксом, сканером, информационно-справочной системой, законодательной базой.
1.5. Перспективы развития
ТОР Михайловский
Группой компаний «Агротек» в лице ООО «Черниговский Агрохолдинг» реализуется инвестиционный проект «Строительство комплекса приемки, зерноочистки, сушки с объемом 20 000 тонн и выращивание зерновых в Черниговском муниципальном округе, элеваторное производство мощностью до 20 000 тонн единовременного хранения» на территории опережающего социально-экономического развития «Михайловский» (Соглашение №1/Р-54 от 27.05.2016 г.).
Период реализации проекта: 2015-2025 годы.
Прогнозируемая стоимость инвестиционного проекта 259,090 млн руб.
Объем осуществленных инвестиций: 259,090 млн руб.
Рабочие места: 94, создано 94 мест.
На сегодняшний день производственные мощности ООО «Черниговский Агрохолдинг» составляют до 6000 га в год, что потребовало внесения дополнительных инвестиций в приобретение техники.
Сохранение качества зерна и сои после уборки – это строительство хранилищ для зерна и сои. В 2025 году планируется ввод в эксплуатацию зернохранилищ общей вместимостью 20000 тонн в ООО «Черниговский Агрохолдинг», так же планируется газификация данного хранилища.
Также предприятие планирует реализовать строительство газгольдера на территории зерносушильного комплекса, что позволит сократить издержки.
ООО «ХорольАгроХолдинг» Проект: Производство сои, посевные площади до 2 500 га в год с достижением урожайности 10ц/га.
Срок реализации проекта 2016-2017 годы (исполнен)
Стоимость инвестиционного проекта 66,990 млн. руб.
Объем осуществленных инвестиций: 60,990 млн. руб.
Рабочие места: 10, создано 7.
Возможные направления для развития экономики Черниговского муниципального округа.
Приоритетные:
1. Создание логистического центра по переработке, погрузке и транспортировке сои и кукурузы в центральную часть России.
2. Открытие на территории округа дилерских центров (спецтехники и сельхозтехники), а также создания сервисных центров для их обслуживания.
3. Реализация проектов по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья: сои и зерновых.
4. Развитие животноводческих ферм мясного направления.
5. Реализация проекта долгосрочного плана развития опорного населенного пункта с. Черниговка и прилегающих территорий Черниговской сельской агломерации до 2031 года.
7. Строительство домов малоэтажной застройки.
8. Возрождение овощеводства.
9. Возрождение садоводства.
Второстепенные:
1. С учетом увеличения посева зерновых и сои (к 2025 году посевные площади составят 29000 га), наличия 33 производителей сельскохозяйственной продукции (сои и зерновых), на территории Черниговского муниципального округа рассматривается вопрос о создании кооперации, не только сельхоз, но и кооперации по сбору дикоросов, меда, а также переработки и упаковки.
2. Создание комплекса по переработке пшеничной соломы и изготовление экологической посуды.
3. Инвестиционным агентством Приморского края подготовлено инвестиционное пакетное предложение для инвесторов по строительству завода по переработке сои на территории Черниговского муниципального округа. Полная стоимость проекта – 2 380800 тыс. руб.
4. Администрацией Черниговского муниципального округа разрабатывается пакетное инвестиционное предложение для потенциальных инвесторов по строительству гостинично-оздоровительного комплекса на территории Черниговского округа.
5. Дальнейшее развитие промышленной индустрии (щебень, кирпич, железобетонные изделия, керамзит), являющейся также одной из основных отраслей экономики округа.
6. Увеличение объемов железобетонной продукции ОАО Сибирцевский комбинат строительной индустрии.
7. Увеличение мощности ООО «ЛокоТех-Сервис» филиал «Дальневосточный» Сервисное Локомотивное Депо Сибирцево.
8. Формирование на территории округа современной площадки в формате индустриального парка, привлекательной для инвесторов, нацеленных на создание конкурентоспособных производств.
9. Развитие и усовершенствование лыжной базы с. Дмитриевка в целях пропаганды здорового образа жизни, создания места притяжения для жителей и гостей Черниговского муниципального округа, создание условий круглогодичного функционирования лыжной базы для размещения спортсменов и тренерского состава, что позволит проводить укрупненные спортивные мероприятия (краевые соревнования).
10. Возрождение садов в с. Синем Гае.
11. На территории Черниговского муниципального округа расположено устье реки Илистая, впадающее в озеро Ханка, есть потенциал разведения различных видов рыб, обитающих в водоемах и реках округа (Карп (зеркальный, немецкий) сазан, Белый амур, Толстолоб, Змееголов, Сом, Карась серебряный Ханкайский, Черный Лещ).
12. Реконструкция детского лагеря «Родник» с. Грибное, в 2025 году заключен контракт и ведутся работы по капитальному ремонту здания «Ванного комплекса» после ремонта там будет жилой корпус на 30 мест, разработаны проекты на демонтаж 9 аварийных заданий, произведена аккарицидная обработка территории, за счет средств местного бюджета планируется установка периметрального ограждение, освещения и общее благоустройство территории.
13. Основаные направления для развития экономики на Сибирцевском щебеночном заводе:
- Модернизация комплекса для дополнительной переработки щебня крупных фракций;
- Модернизация узла погрузки, установка конвейерных весов;
- Реконструкция и техническое переоснащение АЗС;
- Поэтапное обновление изношенного парка транспорта;
- Рассмотреть возможность проведения газопровода и модернизации котельной.
В целях решения вопросов улучшения инфраструктуры Черниговского муниципального округа, привлечение инвесторов для создания вышеуказанных проектов, повышения уровня инвестиционной привлекательности, создания новых предприятий на территории Черниговского муниципального округа, необходимы мероприятия по газификации.
1.6. Проблемные вопросы
Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития России. В Черниговском муниципальном округе проблема снабжения населения доброкачественной питьевой водой на протяжении многих лет остается одной из главных задач в обеспечении санитарно – эпидемиологического благополучия.
Капитальный ремонт существующей системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения - это проведение работ по замене их на более долговечные и экономичные, в целях улучшения эксплуатационных показателей объектов ЖКХ.
Отсутствие, либо требующие реконструкции на территории сельских населенных пунктов канализационные очистные сооружения. Без привлечения средств краевого бюджета выполнить мероприятия по строительству либо реконструкции не представляется возможным.
В связи с тем, что Администрация Черниговского муниципального округа из-за ограниченных возможностей местного бюджета не имеет возможности самостоятельно решить проблему реконструкции, модернизации и капитального ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства в целях улучшения качеств, а предоставления коммунальных услуг, финансирование данных мероприятий необходимо осуществлять за счет средств краевого и местного бюджетов.
Администрацией Черниговского района направлена заявка в Правительство Приморского края для включения в государственные программы строительство канализационных очистных сооружений и капитальный ремонт тепловых сетей на 2023 год.
30.03.2023г. денежные средства в сумме 5 385 735руб. 0 коп. выделены из краевого бюджета на выполнение ПСД по объекту «Строительство станции водоподготовки с. Черниговка».
Выделены средства из местного бюджета 54 401руб. 36 коп.
Цена контракта составляет 5 440 136,36 руб. (Пять миллионов четыреста сорок тысяч сто тридцать шесть рублей 36 копеек)
На сегодняшний день, закончена работа по проектированию станции водоподготовки.
Одной из главных проблем Управления образования является пожарная безопасность образовательных учреждений. Срок эксплуатации систем АПС в школах округа окончен. На замену АПС необходимо 38875,73 тыс. руб. Согласно предписаниям Отдела надзорной деятельности (ОНД и ПР по Черниговскому муниципальному округу) на устранение нарушений необходимо выделение дополнительных средств лимитов бюджетных обязательств. Для замены АПС образовательными учреждениями подготовлены проекты на замену АПС в целях участия в краевой программе «Развитие образования Приморского края» на 2020-2027 годы на софинансирование в размере 500,0 тыс. руб.
В 2024 году в бюджете Черниговского округа предусмотрены средства на противопожарные мероприятия в сумме 12140,131 тыс. руб., в 2025 году –25527,11 тыс. руб., в 2026 году – 227,11 тыс. руб.
Кроме этого, в ходе плановых проверок ОНД и ПР по Черниговскому округу выявлены и другие нарушения пожарной безопасности, которые требуют значительных финансовых вложений: отсутствие противопожарных дверей.
Для устранения предписаний Роспотребнадзора требуется финансирование:
Общеобразовательные учреждения предписания на 36 811,63 тыс. рублей;
Дошкольное образование 4108,3 тыс. рублей.
2.Наличие документов стратегического планирования Черниговского муниципального округа
В Черниговском муниципальном округе утверждены следующие документы стратегического планирования:
-Стратегия социально-экономического развития Черниговского муниципального округа на 2025-2035 годы утвержденная решением Думы Черниговского муниципального округа № 146-НПА от 27.11.2024
- Прогноз социально-экономического развития Черниговского муниципального округа на среднесрочный период 2025 - 2027 годы (постановление администрации Черниговского муниципального округа от 29.08.2024 № 834-па).
- Муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Черниговском муниципальном округе» на 2024-2030гг. (постановление администрации Черниговского района от 23.05.2024 № 498-па.
Черниговский муниципальный округ, разработав свои муниципальные программы, принимает участие в реализации государственных программах Приморского края:
1. «Развитие физической культуры и спорта в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
2. «Энергоресурсосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
3. «Формирование информационного общества в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
4. «Развитие культуры в Черниговском муниципальном округе» на 2024-2030 годы.
5. «Развитие образования в Черниговском муниципальном округе на 2025-2029 годы».
6. «Противодействие и профилактика, терроризма на территории Черниговского муниципального округе на 2024-2030 годы».
7. Развитие дорожного хозяйства и транспорта в Черниговском муниципальном округе 2024-2028 годы».
8. «Долгосрочное финансовое планирование и организация бюджетного процесса в Черниговском муниципальном округе на 2024-2028 годы».
9. «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
10. «Развитие внутреннего и въездного туризма в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
11. «Комплексное развитие сельских территорий Черниговского муниципального округа 2024-2030 годы».
12. «Профилактика наркомании на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
13. «Патриотическое воспитание граждан Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы»
14. «Развитие муниципальной службы и информационной политики в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
15. «Профилактика правонарушений на территории Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
16. Программа «Молодежь Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
17. «Обеспечение жильем молодых семей Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
18. «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
19. «Гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактика и противодействие экстремизма в Черниговском муниципальном округе на 2024-2030 годы».
20. «Профилактика и противодействие коррупции в администрации Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
21. «Капитальный ремонт муниципального жилого фонда Черниговского муниципального округа Приморского края на 2024-2030 годы».
22. «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Черниговского муниципального округа на 2024-2030 годы».
23. «Пожарная безопасность учреждений культуры на 2024-2030 годы».
24. «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Черниговского муниципального округа Приморского края» на 2024-2029 годы.
25. «Укрепление общественного здоровья» на 2024-2030 годы.
26. «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Черниговского муниципального округа» на 2024-2030 годы.
27. «Формирование современной городской среды на территории Черниговского муниципального округа» на 2024-2030 годы.
28. «Проведение комплексных мероприятий по землеустройству и землепользованию на территории Черниговского муниципального округа на период 2024-2028 годы».
29. Муниципальная программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля на территории Черниговского муниципального округа на 2025-2029 годы.
30. «Защита прав потребителей в Черниговском муниципальном округе на 2025-2030 годы».
2.1. Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в 2025 году
№ |
Наименование инвестиционного проекта |
Инициатор/ Инвестор |
Планируемый объем инвестиций, млн руб. |
Ожидаемый результат |
1 |
В рамках НП «КАДРЫ» Федеральный проект "Управление рынком труда» |
Министерство финансов Приморского края |
8,190 |
Выполнение работ по текущему ремонту нежилых помещений отделения КГКУ "ПЦЗН" в Черниговском районе, по адресу с. Черниговка, ул. 8-го Марта, д.3 г |
2 |
В рамках НП «Здравоохранение» региональной программы «Модернизация первичного звена системы здравоохранения Российской Федерации» в 2025 году КГБУЗ «Черниговская ЦРБ» |
Министерство здравоохранения Приморского края-Заказчик |
5,4 |
Приобретение УЗИ сканера |
3 |
В рамках НП «Инфраструктура для жизни», федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края |
2,187 |
Выполнение работ по благоустройству общественной территории : сквер «Павшим в боях за Родину» по адресу: Приморский край, с. Дмитриевка, ул. Ленинская 45 |
4 |
В рамках НП «Инфраструктура для жизни», федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края |
14,800 |
Выполнение работ по благоустройству общественной территории: Парк «Детство» по адресу: Приморский край, пгт. Сибирцево, ул. Строительная между МДК №7 и 8 |
5 |
В рамках Инициативного бюджетирования Твой проект 2025 |
Министерство финансов Приморского края |
2,227 |
Благоустройство волейбольной площадки и сектора для прыжков в длину с разбега МБОУСОШ №2 с. Черниговка |
6 |
В рамках Инициативного бюджетирования Твой проект 2025 |
Министерство финансов Приморского края |
2,257 |
Выполнение работ по благоустройству нашего двора Прогимназия №1 с. Черниговка |
7 |
В рамках Инициативного бюджетирования Молодежный бюджет 2025 |
Министерство финансов Приморского края |
1,499 |
МБОУСОШ № 5 Пгт Сибирцево Дорога в школу |
8 |
В рамках Инициативного бюджетирования Молодежный бюджет 2025 |
Министерство финансов Приморского края |
1,280 |
МБОУСОШ № 9 Пгт Сибирцево Благоустройство школьного двора для проведения школьных и культурно-массовых мероприятий |
9 |
В рамках Инициативного бюджетирования Молодежный бюджет 2025 |
Министерство финансов Приморского края |
1,515 |
МБОУСОШ № 3 С. Черниговка Площадка ГТО |