
Для выявления опасности и оценки риски Минтруд разработал рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (приказ Минтруда от 31.01.2022 № 36) и рекомендации по выбору метода оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков (приказ Минтруда от 28.12.2021 № 926).
Кто должен проводить
Каждый работодатель обязан систематически выявлять опасности, оценивать и управлять ими (ст. 218 ТК). Также создание системы управления охраны труда направлено на минимизацию профессиональных рисков и управление ими (п. 5 примерного положения СУОТ).
Инспекторы ГИТ проверяют, проводилась ли оценка профрисков, при внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев. Если оценка не проводилась, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.
Ситуация
Что такое оценка профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков — это выявление опасностей, существующих на рабочих местах сотрудников, определение масштабов этих опасностей и их возможных последствий, один из способов предупреждения несчастных случаев на производстве и повышения безопасности труда.
Ситуация
Можно ли самостоятельно провести оценку рисков или нужно нанимать специализированную организацию
Да, можно провести оценку рисков самостоятельно.
Нет обязательных требований к порядку оценки уровня профессионального риска. Поэтому организация имеет право как провести оценку и управление рисками самостоятельно, так и заключить договор на оценку рисков со сторонней организацией (п. 24 примерного положения СУОТ). У каждого варианта есть свои плюсы.
Нанять организацию
Оценка рисков с помощью специализированной организации подойдет для компаний, которые проводят оценку впервые. Такой способ позволит получить квалифицированную консультацию от экспертов организации и научит оценивать риски. Эксперты Системы Охрана труда рекомендуют активно принимать участие в процедуре с участием сторонней организации, чтобы получить опыт оценки рисков и контролировать процесс.
Своими силами
Оценка рисков своими силами подойдет для организаций с высокой вовлеченностью сотрудников в работу по охране труда. С помощью таких сотрудников оценивать риски проще, так как они знают о своих подразделениях и рабочих местах больше остальных. При самостоятельной оценке рисков работодатель сам отвечает за процесс оценки рисков и его качество. Также такой способ сэкономит бюджет организации. Эксперты Системы Охрана труда рекомендуют стремиться использовать именно этот вариант как более эффективный с точки зрения управления профрисками.
Ситуация
Какая лицензия нужна для организации которая проводит оценку профрисков
Лицензия для проведения оценки профрисков не требуется.
Этот вид деятельности не указан в статье 12 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В законе нет никаких требований к сторонним организациям, которые оказывают услуги по оценке профрисков.
Как часто проводить
Работодатель обязан проводить оценку уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (абз. 7 ч. 3 ст. 214 ТК, п. 25 примерного положения СУОТ).
Далее работодатель обязан постоянно выявлять опасности и оценивать риски (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК). Управление рисками — это непрерывный процесс в организации (п. 6.1.2 ГОСТ ISO 45001). Закрепите в ЛНА, где прописана процедура оценки профрисков, периодичность.
Ситуация
В каких случаях проводить внеплановую оценку профессиональных рисков
Законодательно в НПА не закреплено понятие «внеплановая» оценка профрисков. Работодатель вправе в ЛНА организации прописать обстоятельства, при которых проводится внеплановая оценка рисков на рабочих местах, и установить ее сроки.
Например, проведите оценку рисков внепланово, если:
- изменился технологический процесс;
- модернизировали оборудование;
- провели спецоценку на рабочих местах;
- произошли аварии, инциденты, микротравмы, профессиональные заболевания и несчастные случаи;
- произошли иные события, которые влияют на опасности и риски на предприятии.
Работодателю необходимо помнить, что управление профессиональными рисками — это непрерывный процесс в организации (п. 6.1.2 ГОСТ ISO 45001).
Кого назначить ответственным
Работодатель сам решает, кого назначить ответственным за оценку профрисков (п. 5, 22 примерного положения СУОТ). Обычно создают комиссию по идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и управлению профессиональными рисками. Председателем назначают главного инженера, руководителя службы охраны труда или специалиста по охране труда.
Как создать комиссию, читайте в материале Системы.
Обязанности специалиста по охране труда зависит от уровня квалификации по профстандарту СОТа. Выделяют три уровня: 6-й, 7-й и 8-й.
К 6-му уровню квалификации относятся младший специалист по охране труда, специалист по охране труда, главный и ведущий специалист по охране труда. Для них выделяют 4 задачи по оценке профрисков:
*Определять методы оценки профрисков;
*Выявлять и анализировать опасности;
*Оценивать профриски;
*Разрабатывать предложения по управлению профрисками.
Как провести
Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, разработайте алгоритм процедуры, по которому будет проводиться оценка.
Алгоритм от Минтруда по оценке профессиональных рисков
- Создайте комиссию по оценке рисков.
- Идентифицируйте опасности.
- Составьте реестр опасностей.
- Выберите методику оценки рисков.
- Оцените риски.
- Скорректируйте риски.
Комиссия по оценке рисков
Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех—семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений и представителей профсоюза.
Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять опасности и оценивать риски. Обучить сотрудников проведению оценки рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.
Ситуация
Сколько членов комиссии должно быть в организации по проведению оценки профрисков
Руководитель сам определяет численность комиссии для оценки профрисков.
Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех—семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений и представителей профсоюза.
Идентификация опасностей
Идентификация или выявление опасностей, которые могут причинить ущерб жизни или здоровью работников, — первый и основной этап процесса управления рисками.
Работодатель сам устанавливает порядок выявления и идентификации опасностей. Рекомендуем использовать Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей (далее — Рекомендации идентификации опасностей). Это указано в пункте 24 примерного положения СУОТ.
В рамках идентификации опасностей разграничивайте понятия «Опасность» и «Риск».
Опасность — это любой потенциальный источник ущерба, любая вероятность вреда в отношении объекта или человека. Примеры опасностей — мокрый пол, солнечный свет, токсичные химические вещества.
Риск — это вероятность того, что человек пострадает от вреда или неблагоприятного воздействия на его здоровье при возникновении опасности. Примеры риска — риск поскользнуться на мокром полу и получить травму, риск теплового удара при длительном воздействии солнца или заболевание после контакта с токсичными веществами.
Правила различения понятий «Опасность» и «Риск» прописаны в ГОСТ Р 51898-2002, ГОСТ Р 51901.1-2002, ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р 12.0.010-2009.
Выявляйте опасности путем обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профрисками. Для этого вовлекайте работников, проводите беседы с ними или анкетирование (п. 7 Рекомендаций по идентификации опасностей).
Выявление опасностей происходит в три этапа — сбор исходной информации, поиск и распознавание опасностей через анализ документов, которые содержат требования охраны труда, поиск и распознавание опасностей через обследования рабочих мест путем их обхода и осмотра (п. 8 Рекомендаций по идентификации опасностей).
Первый этап — изучить производство
На первом этапе у работодателя запрашивают виды выполняемых работ, сведения о зданиях, сооружениях, территориях, оборудовании, технологических процессах, применяемых инструментах, сырье и материалах, перечни НПА, содержащих требования по охране труда, требования, связанные с безопасностью, сведения о результатах специальной оценки условий труда на рабочих местах работодателя (п. 10 Рекомендаций по идентификации опасностей).
Рассмотрите все регулярные и выполняющиеся время от времени работы и ситуации, которые связаны с инфраструктурой, оборудованием, материалами, веществами и физическими условиями на рабочем месте (подп. 1, подп. «b» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001). Кроме того, определите опасности на всех этапах создания и реализации продукта или услуги: когда проектируете, проводите исследование, разрабатываете, испытываете, производите, собираете, предоставляете, обслуживаете и утилизируете (подп. 2, подп. «b» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001).
Учтите планируемые изменения в организации, в рабочих операциях, процессах, работах и системе управления охраной труда (подп. «g» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001).
Пример
Как рассмотреть рабочий процесс для определения опасностей
Специалист по охране труда торговой организации ООО «Гамма» определил все риски на рабочем месте уборщика торгового склада. Для этого он опросил сотрудника, чтобы тот описал свой рабочий день и назвал потенциальные опасности на рабочем месте. Специалист по охране труда выяснил, что уборщик применяет химические моющие средства, — есть риск отравления или появления аллергии. Также на складе слабое освещение, и появляется риск травмирования. Также после уборки помещения работник возвращается в кладовую по скользкому полу, и появляется риск поскальзывания. Все опасности и связанные с ними риски специалист по охране труда учел в реестре опасностей.
Второй этап — изучить НПА
На втором этапе изучают требования НПА и ЛНА, должностных инструкций, перечень выполняемых работ, протоколы исследований, предписания, акты госорганов, результаты производственного контроля и спецоценки, предписания СОТов, результаты наблюдения за техпроцессом, производственной средой, рабочими местами, подрядчиками, материалы расследований несчастных случаев, микротравм и профзаболеваний, сведения об оказании работникам первой помощи и использовании аптечек, жалобы и обращения работников, статистические данные, результаты ступенчатого контроля за условиями и охраной труда (п. 15 Рекомендаций по идентификации опасностей).
Проанализируйте происшествия и аварии внутри организации и за пределами, которые происходили в вашей отрасли, и выясните их причины. Подумайте о возможных аварийных ситуациях (подп. «c», «d» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001). Рассмотрите опасности, которые могут привести к получению травм, ухудшению здоровья работников или к смертельному исходу.
Оцените неконтролируемые ситуации, которые могут случиться в непосредственной близости от рабочего места и привести к производственной травме или ухудшению здоровья работников на рабочем месте (подп. 3, подп. «e» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001).
Ознакомьтесь с документацией, которую можно использовать, чтобы выявить опасности (таблица 1 Рекомендаций по идентификации опасностей). Какие исходные данные использовать для выявления опасностей, смотрите в памятке.
Третий этап — осмотреть рабочие места и опросить работников
На третьем этапе:
- обходят рабочие места и зоны, осматривают территории, производственные здания, сооружения, маршруты проходов на рабочие места и пути эвакуации;
- наблюдают за тем, как работники выполняют работу, и за их действиями;
- выявляют опасности путем опроса работников, специалистов, непосредственных руководителей работ;
- выявляют источники опасностей и опасных ситуаций, связанных с выполняемыми работами;
- оценивают исправность и режимы работы оборудования.
Это указано в пункте 36 Рекомендаций по идентификации опасностей.
Осматривайте рабочие места в три шага
Первый шаг — подготовьте рабочие формы.
Второй шаг — визуально осмотрите рабочие места — рабочие места и зоны, здания и сооружения, территории. При осмотре результаты фиксируйте в протоколе осмотра места нахождения работников при выполнении работ.
Если рабочее место работника стационарное, проведите выявление опасностей на его рабочем месте. Если работники в течение дня передвигаются по территории и находятся в разных помещениях организации, выявляйте опасности, которые действуют на работников, по всем рабочим зонам.
Если исследуете конкретное рабочее место, то определите, кто имеет к нему доступ — работники, подрядчики, посетители или другие лица. Кто находится в непосредственной близости от рабочего места и как на него влияют работы. Есть ли работники на рабочем месте, которые не находятся под прямым управлением организации (подп. 1, 2, подп. «e» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001).
Третий шаг — задокументируйте результаты. На основе протоколов осмотра рабочих мест внесите изменения в карту исходных сведений для нахождения и распознавания опасностей на рабочем месте. Добавьте сведения только о выявленных при осмотре источниках опасностей и мерах по их управлению.
Чтобы выявить опасности, классифицируйте опасности по видам профессиональной деятельности работников, источникам возникновения опасностей на рабочих местах, видам причиняемого ущерба здоровью работника — профессиональные заболевания, травмы. Воспользуйтесь чек-листами Системы, чтобы определить и описать опасности на рабочих местах, рабочих зонах, территории работодателя.
Опросите работников
К оценке профрисков привлеките технологов, мастеров участков, бригадиров, самих работников. Опрос проводите в форме интервью, фиксируйте ответы в виде анкеты.
Учтите человеческий фактор при возникновении опасности и в ходе выполнения трудовой функции (подп. 3, подп. «b» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001). Например, работник может ошибиться или отвлечься в алгоритме технологического процесса (подп. 4, подп. «b» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001).
Обратите внимание, какой объем работы выполняют работники и по сколько часов они работают. Учтите, как часто работников наказывают за нарушения, насколько строгий контроль и бывает ли, что более опытные работники издеваются над новичками. Чем благоприятнее рабочая среда, тем меньше риск возникновения опасности. Учитывайте культуру безопасности в организации при определении опасностей (подп. «а» п. 6.1.2.1 ГОСТ ISO 45001).