Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК и другими ФЗ. (Статья 209 ТК РФ)
Процедура оценки риска – это структурированный процесс исследования случайных процессов для определения как возможности реализации тех или иных ситуаций, заканчивающихся воздействием опасностей на организм работающего, так и значимости неблагоприятных последствий такой реализации. (ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ)
Оценка профессиональных рисков – это определение вероятности причинения вреда здоровью работников в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении ими обязанностей по трудовым договорам и принятие решении о допустимости уровней профессиональных рисков.
Уровень профессионального риска – это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в ряде иных, установленных законодательством, случаях.
Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.
Порядок оценки рисков
Оценка рисков – это структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости учёта риска и управления им.
Оценка рисков позволяет ответить на следующие основные вопросы:
• какие события могут произойти;
• каковы последствия реализации этих событий;
• какова вероятность их возникновения;
• является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка.
Оценку профессиональных рисков можно представить в виде последовательности следующих действий:
• Выезд эксперта на предприятие;
• Знакомство с рабочими местами и производственными процессами;
• Разработка индивидуальных перечней идентифицированных опасностей для подразделения (рабочего места);
• Оформление карт оценки рисков на каждое рабочее место;
• Разработка перечня рекомендуемых мероприятий по исключению, снижению или контролю уровней рисков.
•
Методы оценки рисков
Методы выявления опасностей можно разделить на прямые и косвенные:
• прямые методы используют статистическую информацию по выбранным показателям рисков или непосредственно показатели ущерба и вероятности их наступления;
• косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работников используют показатели, характеризующие отклонение существующих (контролируемых) условий (параметров) от норм и имеющие причинно-следственную связь с рисками.
Выбор прямого или косвенного метода зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач.
Процесс визуальной оценки рисков характеризуется следующими примерами:
• Используемые на рабочем месте инструменты (например, ножи для распаковки коробок) при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности для работника.
• Свободно болтающиеся провода – одна из главных причин падения в офисе.
• Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
• Нарушения правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только допустившего нарушение работника, но и остальных участников рабочего процесса.
• Отсутствие ограждения места проведения работ увеличивает риск наезда транспорта на работника.
• Отсутствие регламентированных средств защиты при проведении работ – грубое нарушение требований безопасности труда.
Наступил 2021 год, который уже принес и еще принесет нам много изменений в нормативные требования охраны труда.
Вступившие в силу новые правила по охране труда, в зависимости от уровня оценки профессиональных рисков, возлагают на работодателя права в обеспечении дополнительных мер по обеспечению безопасности при выполнении работ, а в целях дополнительного контроля за производством работ применять дополнительное оборудование, обеспечивающие фото, видео или аудио фиксацию.
Помимо новых правил по охране труда, обязанность по оценке и управлению профессиональными рисками в 2021 году предусмотрена ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ (абзац 15 ст. 212 ТК РФ - Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты).
В соответствии с пунктом 36 Положения N 438н работодатель самостоятельно устанавливает порядок выявления, оценки и управления профессиональными рисками.
При выявлении опасностей можно руководствоваться пунктом 35 Положения, в данном представлен типовой перечень опасностей, которые работодатель может использовать в зависимости от специфики своей деятельности.
В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:
1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.
• Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
• Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
• Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.
2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.
• Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
• Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.
3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.
• Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
• Ранжирование реестра рисков.
• Оценка приемлемости рисков.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.
• Разработка мер по исключению и снижению рисков.
• Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.
Документы для оценки рисков
Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов, они были утверждены работодателем.
• Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
• Методика оценки.
• Перечень мест для оценки.
• Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
• Классификатор опасностей.
• План мероприятий по управлению рисками.
• Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).
Оценка профессиональных рисков
26 февраля 2021, 08:56