В соответствии со статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), все работодатели независимо от вида деятельности, формы собственности, численности работающих и т.д. должны обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (далее СУОТ).
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей (статья 209 ТК РФ).
Составным элементом СУОТ является управление профессиональными рисками (п. 29, 33-39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами (статья 209 ТК РФ).
Управление профессиональными рисками – это непрерывный процесс, требующий постоянного пересмотра данных.
Систему управления профессиональными рисками работодатель может разработать самостоятельно или обратиться в специализированную организацию.
С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:
а) выявление опасностей;
б) оценка уровней профессиональных рисков;
в) снижение уровней профессиональных рисков.
Очень часто работодатель считает, что оценка профессиональных рисков идентична специальной оценки условий труда. Это заблуждение.
СОУТ ОПР
|
В рамках организации работы по управлению профессиональными рисками необходимо:
1. создать комиссию по оценке профессиональных рисков
2. разработать положение о СУОТ, в котором определить:
- порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей,
- методы оценки уровня профессиональных рисков,
- меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков.
3. составить и утвердить реестр опасностей
4. идентифицировать (выявить) риски на каждом рабочем месте
5. оформить карты профессиональных рисков для рабочих мест
6. составить план мероприятий по управлению профессиональными рисками
7. назначить ответственного за выполнение корректирующих мероприятий.
По итогам проведенной работы в организации должны быть утверждены следующие локальные нормативные акты:
1. Положение о системе управления охраной труда
2. Приказы о создании комиссии по идентификации опасностей и оценке рисков
3. Реестр опасностей
4. Карты оценки рисков на рабочих местах
5. План мероприятий по снижению профессиональных рисков
6. Приказ о назначении ответственного за выполнение мероприятий по снижению уровней риска