Финансовое управление Администрации Черниговского района (далее - финансовое управление) является отраслевым органом Администрации Черниговского района. Основным бюджетным полномочием финансового управления является организация составления районного бюджета, составление проекта районного бюджета, организация исполнения районного бюджета. Данное полномочие финансовым управлением исполнено с учетом требований бюджетного законодательства, решения Думы района от 31.03.2008 № 104 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе» (редакция от 25.06.2020 № 222-НПА).
Основными задачами, решаемыми финансовым управлением в 2021 году, являлись:
обеспечение условий для исполнения решения о районном бюджете на 2021 год как в программном формате, так и по мероприятиям непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления;
обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
оптимизация структуры и координация направлений расходования средств районного бюджета.
В течение 2020-2021 гг. экономическая политика Черниговского муниципального района, как и Приморского края в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями.
В отчетном периоде в районе действовал режим жесткой экономии. В приоритетном порядке из местного бюджета финансировались только первоочередные социально-значимые расходы, такие как заработная плата, налоговые обязательства, оплата коммунальных услуг, содержание дорог и муниципального имущества в рамках уже заключенных договоров. Осуществлена оптимизации муниципальных закупок. Также продолжено финансирование мероприятий, заявленных и осуществляемых районом в рамках национальных и региональных проектов (ремонт и реконструкция дорог, благоустройство общественных пространств, ремонт учреждений систем дошкольного, общего, дополнительного образований и учреждений культуры).
Так, сбалансированная политика Черниговского муниципального района в 2021 году обеспечила исполнение общего объем доходов консолидированного бюджета Черниговского района на 98,44% и составила 1 232 035,07 тыс. рублей при плане 1 251 504,13 тыс. рублей.
План поступления налоговых, неналоговых источников доходов в консолидированный бюджет Черниговского района в 2021 году выполнен на 100,7%, при плане 504 182,56 тыс. рублей в бюджет зачислено 507 807,50 тыс. рублей, перевыполнение 3 624,94 тыс. рублей. В сравнении с прошлым годом, доходов зачислено на 6 005,4 тыс. рублей меньше. Снижение обусловлено двумя факторами: уменьшением в отчетном периоде дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджет Черниговского муниципального района, заменяющего часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, и снижением поступлений от налогов на имущество физических и юридических лиц за счет пересмотра кадастровой стоимости имущества.
Ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений районного бюджета, проводимый работниками финансового управления, позволил своевременно реагировать на динамику поступлений доходов в бюджет района в течение года, выявлять объективные причины сокращения поступлений в разрезе платежей, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета утвержден План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Черниговского района на период с 2018 по 2024 годы, утвержденный распоряжением Администрации Черниговского района от 17.10.2018 № 271-ра (редакция от 01.07.2021 № 238-ра).
Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило в 2021 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года.
По состоянию на 01.01.2022 года долговые обязательства Черниговского района и поселений, входящих в его состав, отсутствуют.
В соответствии со ст. 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предельный объем муниципальных заимствований в отчетном финансовом году не превышал сумму, направляемую в отчетном финансовом году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств муниципальных образований.
Решениями представительных органов муниципальных образований верхний предел муниципального внутреннего долга на 1 января 2022 года, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям, соответствовал требованиям ст. 107 БК РФ.
Объем расходов на обслуживание муниципального внутреннего долга муниципальных образований на 2021 год не противоречит ст. 107 БК РФ.
Во исполнение ст. 138 БК РФ и ст. 31, 53 Закона Приморского края от 02.08.2005 № 271-КЗ «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» (далее – Закон № 271-КЗ) между Администрацией Черниговского района и министерством финансов Приморского края заключено Соглашение о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Черниговского муниципального района на 2021 год. Работниками финансового управления проводился анализ принятых Администрацией района обязательств. Отчет об их исполнении предоставлялся в Министерство финансов Приморского края ежеквартально по установленным формам.
В течении 2021 года Черниговским муниципальным районом не допущено решений, приводящих к:
- увеличению численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с увеличением объема полномочий и функций органов местного самоуправления, обусловленных изменением федерального, краевого законодательства. Так, с целью повышения эффективности реализации националых проектов на местном уровне и согласно рекомендации председателя Правительства Приморского края в отчетном периоде в штат Администрации Черниговского района была введена одна единица главного специалиста отдела экономики – координатора муниципального проектного офиса;
- увеличению численности работников муниципальных учреждений, за исключением случаев, возникших в результате ввода в эксплуатацию новых объектов.
Перечисление безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в районный бюджет осуществлялось только при условии представления в адрес Министерства финансов Приморского края письменного обязательства муниципального образования об осуществлении мер, направленных на бюджетную консолидацию, и мер по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Черниговского муниципального района.
Согласно нормативных актов Правительства Приморского края, из краевого бюджета в бюджет Черниговского муниципального района поступили средства дотации в общем объеме 40 941,47 тыс. рублей, которые направлены на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Черниговского муниципального района для финансового обеспечения исполнения расходных обязательств района при недостатке собственных доходов местного бюджета, в том числе на доведение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры до уровня, установленного планами мероприятий («дорожной картой») изменений в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности культуры в Приморском края.
При плане субсидий в сумме 94 889,29 тыс. рублей, фактически в консолидированный бюджет Черниговского района поступило 94 750,68 тыс. рублей, что составляет 99,85%.
При плане субвенций в размере 581 942,81 тыс. рублей, в консолидированный бюджет района поступило 563 544,98 тыс. рублей, или 96,67%.
Фактический объем иных межбюджетных трансфертов при плане 28548,00 тыс. рублей составил 24 990,44 тыс. рублей, или 87,54%.
В соответствии со ст. 137 БК РФ и ст. 31, 53 Закона № 271-КЗ между финансовым управлением и поселениями, входящими в состав Черниговского муниципального района, заключены Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселений на 2021 год.
В бюджеты поселений Черниговского района из районного бюджета в порядке межбюджетных отношений в 2021 году были переданы трансферты в общей сумме 36 586,98 тыс. рублей, а именно:
1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 29 362,98 тыс. рублей, в том числе за счет:
- средств краевого бюджета – 23 905,60 тыс. рублей;
- собственных доходов районного бюджета – 5 457,38 тыс. рублей.
2. Иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений Черниговского района в общем объеме 7 224,00 тыс. рублей в целях компенсации дополнительных расходов местных бюджетов:
- 5 124,00 тыс. рублей - в связи с увеличением прогнозных значений среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Приморском крае на 2021 год;
- 2 100,00 тыс. рублей – в связи со снижением поступлений налоговых и неналоговых доходов по итогам исполнения бюджетов за десять месяцев 2021 года.
Таким образом, в соответствии с Решением Думы Черниговского района от 11.12.2020 № 10-НПА «О бюджете Черниговского района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Порядками предоставления и расходования дотации и иных межбюджетных трансфертов, выделяемых из районного бюджета бюджетам поселений, утвержденных решениями Думы Черниговского района от 25.11.2021 № 53-НПА и от 09.12.2021 № 61-НПА, постановлениями Администрации Черниговского района от 26.11.2021 № 546-па и от 13.12.2021 № 578-па, средства распределены между бюджетами поселений следующим образом:
Дмитриевское сельское поселение – 5 819,93 тыс. рублей;
Реттиховское сельское поселение – 3 506,31 тыс. рублей;
Сибирцевское городское поселение – 10 123,84 тыс. рублей;
Снегуровское сельское поселение – 3 116,43 тыс. рублей;
Черниговское сельское поселение – 14 020,47 тыс. рублей.
Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок и сокращения неэффективных затрат. Так, по расходам консолидированный бюджет Черниговского района в 2021 году освоен на 97,76%, при плане 1 258 659,80 тыс. рублей исполнено 1 230 422,49 тыс. рублей.
Финансовое управление осуществляет своевременный контроль за финансово-экономическим обоснованием всех муниципальных программ Черниговского района, продуманности и обоснованности механизмов их реализации и ресурсного обеспечения, взаимосвязи поставленных целей и бюджетных ограничений. В целях повышения результативности управления в 2021 году осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию муниципальных программ с учетом приоритетности направления расходов.
Исполнение районного бюджета в 2021 году организовано в соответствии с требованиями ст. 215.1 БК РФ, решения Думы Черниговского района от 31.03.2008 № 104 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе».
В целях оптимизации расходов в отчетном году повышенное внимание уделялось мониторингу использования главными распорядителями бюджетных средств с учётом соблюдения:
обоснованности заявленных в кассовый план расходов;
своевременного использования средств бюджета, поступивших на лицевые счета;
условий софинансирования программных мероприятий при выделении средств субсидий из краевого бюджета;
обеспечение достижений национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474).
В результате в 2021 году значительно сократился срок нахождения бюджетных средств на лицевых счетах главных распорядителей и получателей, факты необоснованного отвлечения финансовых ресурсов с единого счета бюджета отсутствовали.
Проведена системная работа по оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач.
Так, исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распоряжения Правительства Приморского края от 28.12.2020 № 623-рп «Об установлении прогнозных значений среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Приморском крае» (редакция от 03.09.2021 № 340-рп), а также Соглашения № 56 от 09.07.2021 между Губернатором Приморского края и главой Черниговского муниципального района о достижении планируемых значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Черниговского муниципального района Приморского края, в части целевых показателей средней заработной платы работников учреждений образования и культуры, представлено в таблице:
№ п/п
Наименование 2021г.
проектируемые показатели, руб. 2021г.
Выполнение, руб. Процент исполнения
1 Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений 42 896,20 43 320,70 100,99
2 Педагогические работники общеобразовательных учреждений 45 759,80
48 515,90 106,02
3 Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей 45 759,80
45 770,95 100,02
4 Работники учреждений культуры
45 759,80
46 079,60 100,70
Для реализации ст. 136 БК РФ постановлением Правительства Приморского края от 30.12.2020 N 1097-пп "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов Приморского края и нормативах формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов Приморского края, на 2021 год" (далее – постановление N 1097-пп) утверждена методика расчета нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц. По Черниговскому муниципальному району денежные вознаграждения Главы и Председателя представительного округа за отчетный год не превышают размер установленного норматива (2 076,50 тыс. рублей).
Постановлением N 1097-пп Черниговскому муниципальному району на 2021 год закреплен норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в размере 25,8%.
Фактически по результатам исполнения бюджета Черниговского района за 2021 год расходы на содержание органов местного самоуправления муниципального района сложились в сумме 59 130,71 тыс. рублей, что составляет 14,59% от общего объема налоговых и неналоговых доходов районного бюджета.
В соответствии со ст. 136 БК РФ постановлением Правительства Приморского края от 29.12.2020 года N 1091-пп "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Приморского края, на 2021 год" (далее – постановление N 1091-пп) пяти поселениям Черниговского района установлен норматив в фиксированной сумме для каждого поселения отдельно и составил суммарно 27 056,00 тыс. рублей. По результатам исполнения бюджетов за 2021 год расходы на содержание органов местного самоуправления городского и сельских поселений, входящих в состав Черниговского муниципального района, сложились в общем размере 26 922,43 тыс. рублей, исполнено – 26 455,13 тыс.рублей, или 98,26%.
Всего в 2021 году на выплату заработной платы работников бюджетной сферы Черниговского мунициального района и начисления на оплату труда (за исключением средств федерального бюджета) направлено 804 588,48 тыс. рублей, что составляет 72,5% от общего объема освоенных расходов консолидированного бюджета. Коммунальные расходы в структуре исполненных расходов консолидированного бюджета Черниговского района занимают 6,5%. Всего в 2021 году на оплату коммунальных услуг направлено средств в сумме 71 852,98 тыс. рублей.
В отчетном году Министерство финансов Приморского края, как главный распорядитель средств краевого бюджета в части лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий на реализацию проектов инициативного бюджетирования по направлению «Твой проект», довело бюджету Черниговского муниципального района средства данной субсидии в общем размере 8 955,899 тыс. рублей в порядке, определяемой государственной программой Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2020-2027 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 19.12.2019 № 860-па. Размер софинансирования местных бюджетов составил 90,464 тыс. рублей. Инициативное бюджетирование по направлению «Твой проект» позволило силами Администрации Черниговского района и Администрации Сибирцевского городского поселения реализовать следующие мероприятия: благоустройство территории, прилегающей к зданию Историко-краеведческого музея Черниговского района; благоустройство сквера на прилегающей территории Районного центра культуры и досуга; восстановление водонапорной скважины в пгт. Сибирцево.
В течение 2021 года работники финансового управления приняли участие в 11-ти заседаниях Межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике под председательством Главы Черниговского района, на которых заслушаны налогоплательщики из числа юридических лиц в количестве 54 чел., индивидуальных предпринимателей, физических лиц – 150 чел.
Общая сумма задолженности налогоплательщиков, заслушанных на МВК, составила 11 307,35 тыс. рублей. В результате принятых решений погашена недоимка в общем объеме 10 705,90 тыс. рублей, или 94,7%, в том числе по:
- федеральным налогам – 3 992,0 тыс. рублей;
- региональным налогам – 387,2 тыс. рублей;
- местным налогам – 749,1 тыс. рублей;
- специальным налоговым режимам – 2 084,4 тыс. рублей;
- страховым взносам в пенсионный фонд -2 617,7 тыс. рублей;
- страховым взносам в фонд социального страхования – 875,6 тыс. рублей.
В целях обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств финансовым управлением ежемесячно по итогам сформированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется мониторинг кредиторской задолженности главных распорядителей средств районного бюджета, а также остатков средств на лицевых счетах главных распорядителей средств районного бюджета, муниципальных казенных, бюджетных учреждений. Просроченной кредиторской задолженности в отчетном периоде не допускалось.
В ходе исполнения районного бюджета финансовым управлением проводилась предварительная оценка его исполнения за год. В результате, в целях качественного и полного осуществления расходных обязательств района за 2021 год, финансовым управлением осуществлено 8 корректировок бюджета. При этом высокая профессиональная подготовка сотрудников финансового органа позволяла осуществлять каждую корректировку в минимальные сроки. Информация о внесенных изменениях в сводную бюджетную роспись своевременно предоставлялась в министерство финансов Приморского края и Управление Федерального казначейства по Приморскому краю.
Для повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса, обеспечения вовлеченности граждан в бюджетный процесс, финансовое управление организовало разработку Интернет-портала открытого бюджета Черниговского района на официальном сайте Администрации Черниговского района в разделе «Бюджет для граждан».
В рамках мероприятий по вхождению в интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» финансовым управлением проводится следующая работа:
- ведется сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса в информационную систему;
- осуществляется контроль, предусмотренный ч.5 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд»;
- осуществляется мониторинг и контроль за размещением муниципальными учреждениями района информации в личном кабинете на официальном сайте в сети Интернет, а именно: о муниципальном задании и его исполнении, о плане финансово-хозяйственной деятельности, о показателях бюджетной сметы, о годовой бухгалтерской отчетности, о результатах деятельности учреждения и использовании имущества и иной информации об учреждении;
- размещение информации на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в целях обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации», разработанного в соответствии со ст. 165 БК РФ.
В соответствии со ст. 69.2 БК РФ, начиная с бюджетов на 2017 год, формирование муниципального задания осуществляется в соответствии с ведомственным перечнем предоставления муниципальных услуг и работ, оказываемых муниципальными учреждениями. Ведомственные перечни размещены в единой системе «Электронный бюджет» в полном объеме.
Во исполнение Администрацией района положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовым управлением осуществлены организационные мероприятия и обеспечено проведение публичных слушаний по отчету об исполнении районного бюджета за 2020 год и проекту бюджета района на очередной финансовый 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Консолидированная годовая бюджетная отчетность Черниговского района за 2020 год финансовым управлением представлена в 2021 году в полном объеме предусмотренных форм и в срок, установленный министерством финансов Приморского края, а также принята министерством финансов без замечаний.
В соответствии со ст. 42 решения Думы Черниговского района от 31.03.2008 № 104 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе» финансовым управлением в отчетном периоде осуществлялось формирование отчетов об исполнении районного бюджета за 2020 год и 1 квартал, полугодие, девять месяцев 2021 года с последующим направлением в Думу и Контрольно-счетную комиссию Черниговского района.
Также ежемесячно и ежеквартально в сроки, установленные министерством финансов Приморского края, формировалась и представлялась в полном объеме форм отчетность об исполнении консолидированного бюджета Черниговского района, мониторинг местных бюджетов, отчет о содержании и расходах органов местного самоуправления (14-МО).
В течение 2021 года финансовым управлением проводилась работа по соблюдению единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности на территории Черниговского района.
Чёткие процедуры разработки бюджета, основанные на положениях распоряжения Администрации Черниговского района от 31.07.2012 № 377-ра «О порядке составления проекта решения Думы Черниговского района о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» (с учетом изменений), позволили своевременно сформировать проект решения Думы района о районном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в программном формате и предоставить в Думу и Контрольно-счетную комиссию Черниговского района.
Проект решения о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период сформирован на три года и направлен в Думу района 2 ноября 2021 года, не нарушая срок, установленный бюджетным законодательством. Бюджет Черниговского района на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утвержден решением Думы Черниговского района от 9 декабря 2021 года № 60-НПА.
Для реализации на территории Черниговского района Федеральных законов и исполнения бюджетного законодательства финансовым управлением в течении 2021 года разработано 28 нормативных правовых актов органов местного самоуправления района и утверждено 35 приказов по основной деятельности.
За отчетный период в финансовое управление поступило 672 документа, из них 169 путем электронного документооборота. Все документы/информации отработаны и исполнены в установленные сроки.
В целях совершенствования процедуры контроля соблюдения поселениями Черниговского района требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также повышения качества организации бюджетного процесса в поселениях района, в соответствии с приказом финансового управления от 22.07.2019 года № 33 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в поселениях Черниговского муниципального района» финансовым управлением проведена комплексная оценка качества управления бюджетным процессом в бюджетах поселений Черниговского района за 2021 год. В результате мониторинга определен рейтинг поселений по качеству управления бюджетным процессом. Результаты мониторинга с соответствующими выводами и замечаниями предоставлены главам поселений района и размещены на официальном сайте Администрации Черниговского района.
В соответствии с приказом министерства финансов Приморского края от 14.05.2020 № 65 "О порядке проведения мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований Приморского края по уровню открытости бюджетных данных" (редакция от 19.03.2021 № 34) за 2021 год Черниговскому району присвоена наивысшая I степень открытости бюджетных данных.
На основании Приказа департамента финансов Приморского края от 16.03.2011 № 8 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах, муниципальных округах и муниципальных районах Приморского края" (редакция от 10.09.2021 № 130) в 2021 году за период 2020 года Черниговскому району присвоена II степень качества управления бюджетным процессом. В связи с этим, органы местного самоуправления муниципального образования разработали и приняли меры по повышению качества управления бюджетным процессом по тем направлениям, где качество управления бюджетным процессом оценено не на должном уровне.
Таким образом, ключевыми аспектами деятельности финансового управления Администрации Черниговского района остается исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики, обеспечение стабильности местного бюджета, формирующей условия для устойчивого экономического роста района.
Начальник финансового управления Е.А. Евченко