Финансовое управление Администрации Черниговского района (далее - финансовое управление) является отраслевым органом Администрации Черниговского района. Основным бюджетным полномочием финансового управления является организация составления районного бюджета, составление проекта районного бюджета, организация исполнения районного бюджета. Данное полномочие финансовым управлением исполнено с учетом требований бюджетного законодательства, решения Думы района «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе».
Основными задачами, решаемыми финансовым управлением в 2019 году, являлись:
обеспечение условий для исполнения решения о районном бюджете на 2019 год в программном формате;
обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
оптимизация структуры и координация направлений расходования средств районного бюджета.
Отсутствие экономических возможностей для наращивания общего объема расходов районного бюджета привело к необходимости выявления резервов и перераспределения их в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. Основным резервом в отчетном периоде явилось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок.
Как отмечалось, основным бюджетным полномочием финансового управления является организация составления проекта районного бюджета и организация исполнения районного бюджета.
Сбалансированная политика Черниговского муниципального района в 2019 году обеспечила исполнение общего объем доходов бюджета Черниговского района на 95,38% и составила 924 815,87 тыс.руб. при плане 969 596,81 тыс.руб.
План поступления налоговых, неналоговых источников доходов в бюджет Черниговского района в 2019 году выполнен на 100,7%, при плане 324 384,82 тыс.руб. в бюджет зачислено 326 775,67 тыс.руб., перевыполнение 2 390,85 тыс. руб. В сравнении с прошлым годом доходов зачислено на 28 145,58 тыс. руб., или 9,4% больше.
План по налоговым доходам выполнен на 100,5%, по неналоговым – на 103,5%.
Ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений районного бюджета, проводимый работниками финансового управления, позволил своевременно реагировать на динамику поступлений доходов в бюджет района в течение года, выявлять объективные причины сокращения поступлений в разрезе платежей, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета утвержден План мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Черниговского района на период с 2018 года по 2024 года, утвержденный распоряжением Администрации Черниговского района от 17.10.2018 № 271-ра.
Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило в 2019 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года.
По состоянию на 01.01.2020 года структура муниципального долга Черниговского района представлена в виде обязательств по бюджетному кредиту, привлеченному в местный бюджет от бюджета бюджетной системы Приморского края в сумме 10 000,00 тыс. руб. для частичного покрытия дефицита бюджета Черниговского муниципального района (Договор о предоставлении бюджетного кредита, заключенный между муниципальным образованием Черниговский муниципальный район и Приморским краем, представленным уполномоченным органом департаментом финансов Приморского края от 06.08.2019 года № 03/19). Долговые обязательства являются среднесрочными (3 года). За истекший 2019 год погашение процентных платежей осуществлялось в полном объеме в установленные сроки.
Во исполнение статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и счтатей 31,34 и 53 Закона Приморского края от 02.08.2005 года № 271-КЗ «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» между Администрацией Черниговского района и департаментом финансов Приморского края заключено Соглашение «Об условиях предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Черниговского муниципального района Приморского края на 2019 год». Работниками финансового управления проводился анализ принятых Администрацией района обязательств. Отчет об их исполнении предоставлялся в департамент финансов ежеквартально по установленным формам.
В течении 2019 года Черниговским муниципальным образованием не допущено решений, приводящих к:
увеличению численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, за исключением случаев, связанных с увеличением объема полномочий и функций органов местного самоуправления, обусловленных изменением федерального, краевого законодательства;
увеличению численности работников муниципальных учреждений, за исключением случаев, возникших в результате ввода в эксплуатацию новых объектов.
Перечисление средств сбалансированности в бюджеты муниципальных образований осуществлялось только при условии представления в адрес департамента финансов Приморского края письменного обязательства муниципального образования о направлении средств на исполнение следующих мер:
выплату заработной платы, начисления на выплаты по оплате труда работникам муниципальных учреждений;
оплату коммунальных услуг, потребляемых муниципальными учреждениями;
доведение среднемесячной заработной платы работников районных муниципальных учреждений культуры до уровня, установленного планами мероприятий («дорожной картой») изменений в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности культуры в Приморском крае;
предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений Черниговского района на исполнение Указа Президента российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 в части мероприятий, направленных на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры;
организацию и проведение новогодних мероприятий.
Законом Приморского края от 24.12.2018 года № 418-КЗ «О краевом бюджете от 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» утверждено распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, в соответствии с которым Черниговскому району распределена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 2 047,87 тыс. руб.
Постановлением Администрации Приморского края от 29.05.2019 № 309-па (в редакции от 27.12.2019) утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов на поддержку мер сбалансированности бюджетов муниципальных образований, в соответствии с которым бюджету Черниговского района выделена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 47 369,00 тыс. руб.
Средства поступили в бюджет района в полном объеме и были направлены на выплату заработной платы, начисления на выплаты по оплате труда работникам муниципальных учреждений, оплату коммунальных услуг, потребляемых муниципальными учреждениями, организацию и проведение новогодних мероприятий, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам поселений Черниговского района, а также доведение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры до уровня, установленного планами мероприятий («дорожной картой») изменений в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности культуры в Приморском края. В результате принятые районом обязательства в ходе исполнения районного бюджета выполнены в полной мере.
В бюджеты поселений Черниговского района из районного бюджета в порядке межбюджетных отношений в 2019 году были переданы трансферты в общей сумме 26 979,32 тыс. руб., что составляет 100% к уточненному плану отчетного периода:
1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 21383,70 тыс. руб., в том числе за счет:
- средств краевого бюджета – 19 873,35 тыс. руб.;
- собственных доходов районного бюджета – 1 510,35 тыс. руб.
2. Субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты в сумме 1 388,31 тыс. руб.
3. Иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений Черниговского района в общем объеме 4 207,31 тыс. руб., а именно:
- 3 954,00 тыс. руб. - исполнение Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №597 в части мероприятий, направленных на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры;
- 253,31 тыс. руб. - расходы по оплате коммунальных услуг, связанных с исполнением судебных актов.
Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок и сокращения неэффективных затрат. Так, по расходам бюджет района выполнен на 94,36%, при плане 984 248,61 тыс.руб. исполнено 928 749,87 тыс.руб.
Финансовое управление осуществляет своевременный контроль за финансово-экономическим обоснованием всех муниципальных программ Черниговского района, продуманности и обоснованности механизмов их реализации и ресурсного обеспечения, взаимосвязи поставленных целей и бюджетных ограничений. В целях повышения результативности управления в 2019 году осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию муниципальных программ с учетом приоритетности направления расходов.
Исполнение районного бюджета в 2019 году организовано в соответствии с требованиями статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решения Думы Черниговского района от 31.03.2008 г. № 104 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе», распоряжения Главы Черниговского района от 13.10.2016 г. № 42-рг «О смене порядка кассового обслуживания исполнения бюджета Черниговского муниципального района в Федеральном казанчействе» с окрытием лицевых счетов главным администраторам (администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора), администаторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям и получателям средств бюджета Черниговского муниципального района в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю в системе электронного документооборота с применением электронной цифровой подписи.
Учитывая, что районный бюджет в 2019 году исполнялся в условиях замедления темпов роста экономики, как в России, так и в Приморском крае, и в целях оптимизации расходов в отчетном году повышенное внимание уделялось мониторингу использования главными распорядителями бюджетных средств с учётом соблюдения:
обоснованности заявленных в кассовый план расходов;
своевременного использования средств бюджета, поступивших на лицевые счета;
условий софинансирования программных мероприятий при выделении средств субсидий из краевого бюджета;
обеспечение достижений национальных целей и развития Российской Федерации до 20204 года (Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204).
В результате в 2019 году значительно сократились срок нахождения бюджетных средств на лицевых счетах главных распорядителей и получателей, факты необоснованного отвлечения финансовых ресурсов с единого счета бюджета отсутствуют.
Проведена системная работа по оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач, в первую очередь направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (2018 - 2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства), исполняемых районом в рамках распоряжения Администрации Приморского края от 07 мая 2014 года № 142-ра «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» 2013-2018 годы» (в редакции от 04.04.2019), от 21.08.2014 № 295-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности культуры в Приморском крае" (в редакции от 20.02.2019).
Всего в 2019 году на выплату заработной платы работников бюджетной сферы Черниговского района и начисления (за исключением средств федерального бюджета) направлено 639 706,21 тыс. руб., что составляет 68,9% в общей структуре расходов. Рост расходов к уровню 2018 года составил 90 268,20 тыс. руб., или 16,4%.
По Черниговскому району исполнены целевые показатели «дорожной карты» в части средней заработной платы работников дошкольных учреждений на 106,8%, общеобразовательных учреждений на 111,5%, учреждений дополнительного образования детей на 100,1%, в сфере культуры на 104%.
В 2019 году работники финансового управления приняли участие в одиннадцати заседаниях Межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике, на которых заслушаны отчеты налогоплательщиков юридических лиц - 41, индивидуальных предпринимателей - 81, физических лиц по вопросам перспективы погашения недоимки - 54. Общая сумма задолженности налогоплательщиков, заслушанных на МВК – 5 534,78 тыс.руб. В результате принятых решений погашена задолженность в общем объеме 4 893,47 тыс.руб., или 88,4%, в том числе по:
федеральным налогам – 1 091,70 тыс.руб.,
региональным налогам – 302,64 тыс.руб.,
местным налогам – 773,19 тыс.руб.,
специальным налоговым режимам – 1 632,85 тыс.руб.,
страховым взносам в пенсионный фонд – 887,51 тыс.руб.,
страховым взносам в фонд социального страхования –118,51 тыс.руб.,
арендной плате – 87,07 тыс. руб.
В целях обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств финансовым управлением ежемесячно по результатам сформированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется мониторинг кредиторской задолженности главных распорядителей средств районного бюджета, а также остатков средств на лицевых счетах главных распорядителей средств районного бюджета, муниципальных казенных, бюджетных учреждений. Просроченной кредиторской задолженности в отчетном периоде не допускалось.
В ходе исполнения районного бюджета финансовым управлением проводилась предварительная оценка его исполнения за год. В результате, в целях качественного и полного осуществления расходных обязательств района за 2019 год, управлением осуществлено 12 корректировок бюджета. При этом высокая профессиональная подготовка сотрудников управления позволяла осуществлять каждую корректировку в минимальные сроки. Информация о внесенных изменениях в бюджет своевременно предоставлялась в департамент финансов Приморского края и Управление Федерального казначейства по Приморскому краю.
Кроме того, в целях соблюдения мер, предусмотренных постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2018 года № 581-па «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края на 2019 год», финансовое управление в течение года осуществляло контроль за соблюдением установленного району норматива в размере 24,35%. Фактически по результатам исполнения бюджета Черниговского района за 2019 год расходы на содержание органов местного самоуправления муниципального района сложились в сумме 48 454,14 тыс.руб., что составляет 14,74% от общего объема налоговых и неналоговых доходов районного бюджета.
В соответствии со ст.136 БК РФ постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2018 года № 582-па «О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Приморского края, на 2019 год» пяти поселениям Черниговского района установлен норматив в фиксированной сумме для каждого поселения отдельно и составил суммарно 25 706,00 тыс.руб., исполнено – 25 344,45 тыс.руб., или 98,6%.
В целях решения задачи повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса, обеспечения вовлеченности граждан в бюджетный процесс, финансовое управление организовало разработку Интернет-портала открытого бюджета Черниговского района на официальном сайте Администрации Черниговского района в разделе «Бюджет района» «Открытый бюджет Черниговского района».
В рамках мероприятий по вхождению в интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» финансовым управлением Администрации Черниговского района проводится следующая работа:
- ведется сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса в информационную систему;
- осуществляется контроль, предусмотренный ч.5 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд»;
- осуществляется мониторинг и контроль за размещением муниципальными учреждениями района информации в личном кабинете на официальном сайте в сети Интернет, а именно: о муниципальном задании и его исполнении, о плане финансово-хозяйственной деятельности, о показателях бюджетной сметы, о годовой бухгалтерской отчетности, о результатах деятельности учреждения и использовании имущества и иной информации об учреждении.
В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2017 год, формирование муниципального задания осуществляется в соответствии с ведомственным перечнем предоставления муниципальных услуг и работ, оказываемых муниципальными учреждениями. Ведомственные перечни размещены в единой системе «Электронный бюджет» в полном объеме.
Во исполнение Администрацией района положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовым управлением осуществлены организационные мероприятия и обеспечено проведение публичных слушаний по отчету об исполнении районного бюджета за 2018 год и проекту бюджета района на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
Консолидированная годовая бюджетная отчетность Черниговского района за 2018 год финансовым управлением представлена в 2019 году в полном объеме предусмотренных форм и в срок, установленный департаментом финансов Приморского края, принята департаментом финансов без замечаний.
В соответствии со статьей 42 решения Думы Черниговского района от 31.03.2008 № 104 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе» финансовым управлением в 2019 году осуществлялось формирование отчетов об исполнении районного бюджета за 1 квартал, полугодие, девять месяцев и год с последующим направлением в Думу и Контрольно-счетную комиссию района.
Также ежемесячно и ежеквартально в сроки, установленные Департаментом финансов Приморского края, формировалась и представлялась в полном объеме форм отчетность об исполнении консолидированного бюджета Черниговского района, мониторинг местных бюджетов, отчет о содержании и расходах органов местного самоуправления (14-МО).
В течение 2019 года финансовым управлением проводилась работа по соблюдению единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности на территории Черниговского района.
Во исполнение статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовым управлением в отчетном периоде проводились контрольные мероприятия по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту, в том числе:
проверка на соблюдение внутренних стандартов составления бюджетной отчетности, ведения бюджетного учета, установленных Минфином России;
проверка бюджетной отчетности на соответствие внутренним стандартам составления бюджетной отчётности, установленным Минфином России с помощью проведения внутридокументальных и междокументальных контрольных соотношений форм отчетов.
Чёткие процедуры разработки бюджета, основанные на положениях распоряжения Администрации Черниговского района от 31.07.2012 № 377-ра «О порядке составления проекта решения Думы Черниговского района о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» (с внесенными изменениями от 08.08.2019 № 218-ра), позволили своевременно сформировать проект решения Думы района о районном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в программном формате и предоставить в Думу Черниговского района и Контрольно-счетную комиссию района.
Проект решения о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период сформирован и направлен в Думу района 11 ноября 2019 года, в срок, установленный бюджетным законодательством.
Бюджет Черниговского района утвержден решением Думы Черниговского района от 12 декабря 2019 года № 201-НПА «О бюджете Черниговского района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» и сформирован на три года.
В целях реализации на территории Черниговского района Федеральных законов и исполнения бюджетного законодательства финансовым управлением в течении 2019 года разработаны 26 нормативных правовых актов органов местного самоуправления района и утверждено 43 приказа по основной деятельности.
В целом за 2019 год в управление финансов поступило 705 документов, из них 282 - путем электронного документооборота. Все документы отработаны и исполнены в установленные сроки.
В целях совершенствования процедуры контроля соблюдения поселениями Черниговского района требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также повышения качества организации бюджетного процесса в поселениях района, в соответствии с приказом финансового управления от 22.07.2019 года № 33 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в поселениях Черниговского муниципального района» финансовым управлением проведена комплексная оценка качества управления бюджетным процессом в бюджетах поселений Черниговского района за 2019 год. В результате мониторинга определен рейтинг поселений по качеству управления бюджетным процессом. Результаты мониторинга с соответствующими выводами и замечаниями предоставлены главам поселений района и размещены на официальном сайте администрации района.
В соответствии с осуществленной департаментом финансов в 2019 году оценкой качества управления финансами за 2018 год Черниговскому району присвоена III степень качества управления бюджетным процессом. В связи с этим, органы местного самоуправления муниципального образования разработали и приняли меры по повышению качества управления бюджетным процессом по тем направлениям, в которых качество управления бюджетным процессом оценено на низком уровне.
И.о.Начальника финансового управления Е.А. Евченко