Финансовое управление Администрации Черниговского района (далее - финансовое управление) является отраслевым органом Администрации Черниговского района. Основным бюджетным полномочием финансового управления является организация составления районного бюджета, составление проекта районного бюджета, организация исполнения районного бюджета. Данное полномочие финансовым управлением исполнено с учетом требований бюджетного законодательства, решения Думы Черниговского района от 31.03.2008 № 104 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе» (с изменениями и дополнениями) (далее - решение Думы № 104).
Основными задачами, решаемыми финансовым управлением в 2022 году, являлись:
обеспечение условий для исполнения решения о бюджете Черниговского района на 2022 год как в программном формате, так и по мероприятиям непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления;
обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса;
оптимизация структуры и координация направлений расходования средств бюджета Черниговского района.
В течение 2022 года экономическая политика Черниговского района в первую очередь была ориентирована на реализацию мер по преодолению экономических последствий с учетом введения внешних экономических и финансовых санкций со стороны западных стран, а также содействию устойчивого развития экономики района на среднесрочный период.
В отчетном периоде в районе действовал режим экономии. В приоритетном порядке из бюджета Черниговского района финансировались только первоочередные социально-значимые расходы, такие как заработная плата, налоговые обязательства, оплата коммунальных услуг, содержание дорог и муниципального имущества в рамках уже заключенных договоров. Осуществлена оптимизации муниципальных закупок. Также продолжено финансирование мероприятий, заявленных и осуществляемых районом в рамках национальных и региональных проектов (ремонт и реконструкция дорог, благоустройство общественных пространств, ремонт учреждений систем дошкольного, общего, дополнительного образований и учреждений культуры).
Так, сбалансированная политика муниципального образования в 2022 году обеспечила исполнение общего объем доходов бюджета Черниговского района на 102,4% и составила 1 394 629,77 тыс. рублей при плане 1 362 361,93 тыс. рублей.
План поступления налоговых, неналоговых источников доходов в бюджет Черниговского района в 2022 году выполнен на 109,1%, при плане 515 949,00 тыс. рублей в бюджет зачислено 562 861,38 тыс. рублей, перевыполнение составило 46 912,38 тыс. рублей. В сравнении с прошлым годом, доходов зачислено на 157 462,29 тыс. рублей больше. Увеличение поступлений связано с ростом поступлений от налога на доходы физических лиц и налога, взимаемого в связи применением упрощенной системы налогообложения.
Ежедневный мониторинг налоговых и неналоговых поступлений бюджета, Черниговского района, проводимый работниками финансового управления, позволил своевременно реагировать на динамику поступлений доходов в бюджет района в течение года, выявлять объективные причины сокращения поступлений в разрезе платежей, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
В 2022 году в бюджет Черниговского района при плане безвозмездных поступлений в сумме 846 412,93 тыс. рублей, фактически поступило 831 768,39 тыс. рублей, или 96,8%, что выше уровня 2021 года на 126 674,32 тыс. рублей, или на 17,9%. В структуре безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов дотации составляют 5%, субсидии – 18%, субвенции – 74%, иные межбюджетные трансферты – 3%.
По расходам бюджет Черниговского района за 2022 год исполнен на 97,98%, при плане 1 355 452,06 тыс. рублей, исполнено 1 328 111,33 тыс. рублей.
Исполнение бюджета Черниговского района в 2022 году организовано в соответствии с требованиями ст.215.1 БК РФ и решения Думы № 104.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Черниговского района осуществляется комплекс мероприятий, утвержденный распоряжением Администрации Черниговского района от 31.03.2022 № 75-ра «О мерах по росту доходного потенциала, оптимизации расходов, совершенствованию долговой политики Черниговского района, а также погашению (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности бюджета Черниговского района в 2022 - 2024 годах».
Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило в 2022 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года.
По состоянию на 01.01.2023 года долговые обязательства Черниговского района отсутствуют.
Решением Думы Черниговского района от 09.12.2021 № 60-НПА «О бюджете Черниговского района на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» верхний предел муниципального внутреннего долга Черниговского района на 01.01.2023 года установлен в размере 5 729,734 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям Черниговского района – 0,000 тыс. рублей, что соответствует требованиям ст.107 БК РФ.
Объем расходов на обслуживание муниципального внутреннего долга Черниговского района за 2022 год составил 0,00 тыс. рублей (ст.107 БК РФ).
В соответствии со ст.138 БК РФ и ст.31, 53 Закона Приморского края от 02.08.2005 № 271-КЗ «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Приморском крае» (далее – Закон № 271-КЗ) между Администрацией Черниговского района и министерством финансов Приморского края заключено Соглашение о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Приморского края на 2022 год. Работниками финансового управления проводился анализ принятых Администрацией района обязательств. Отчет об их исполнении предоставлялся в министерство финансов Приморского края ежеквартально по установленным формам.
В течении 2022 года Черниговским районом не допущено решений, приводящих к увеличению численности муниципальных служащих органов местного самоуправления и увеличению численности работников муниципальных учреждений.
Также, начиная с марта 2022 года, проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете Черниговского района на текущий финансовый год и плановый период до внесения указанных проектов решений на рассмотрение в представительный орган муниципального образования направлялись на заключение в министерство финансов Приморского края. За отчетный финансовый год вышестоящий финансовый орган вынес положительные заключения по всем вносимым корректировкам в бюджет Черниговского района.
По аналогии с Приморским краем, между финансовым управлением и поселениями, входящими в состав Черниговского района, заключены Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселений на 2022 год. Ежеквартальные отчеты об исполнении обязательств, предусмотренных Соглашением, направляются в финансовый орган по установленной форме.
В бюджеты поселений из бюджета Черниговского района в порядке межбюджетных отношений в 2022 году были переданы иные межбюджетные трансферты в общей сумме 12 657,12 тыс. рублей. Порядки предоставления и расходования данных средств разрабатывались непосредственно финансовым управлением с последующим их утверждением на Думе Черниговского района (решения Думы Черниговского района от 25.02.2022 № 81-НПА, от 29.09.2022 № 93-НПА, от 24.11.2022 № 104-НПА, от 26.12.2022 № 109-НПА и от 26.12.2022 № 110-НПА, постановления Администрации Черниговского района от 29.09.2022 № 597-па, от 25.11.2022 № 738-па, от 25.11.2022 № 739-па, от 27.12.2022 № 818-па и от 26.12.2022 № 819-па). Данные трансферты, выделенные из бюджета Черниговского района, распределены между бюджетами поселений следующим образом:
Дмитриевское сельское поселение – 1 471,60 тыс. рублей;
Реттиховское сельское поселение – 649,92 тыс. рублей;
Сибирцевское городское поселение – 6 838,03 тыс. рублей;
Снегуровское сельское поселение – 1 443,07 тыс. рублей;
Черниговское сельское поселение – 2 254,50 тыс. рублей.
Основным резервом для финансового управления в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок и сокращения неэффективных затрат. Так, в целях повышения результативности управления в 2022 году осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию 24-х муниципальных программ Черниговского района с учетом приоритетности направления расходов.
Для оптимизации расходов в отчетном периоде повышенное внимание уделялось мониторингу использования главными распорядителями бюджетных средств с учётом соблюдения:
обоснованности заявленных в кассовый план расходов;
своевременного использования средств бюджета, поступивших на лицевые счета;
условий софинансирования программных мероприятий при выделении средств субсидий из бюджета Приморского края;
обеспечение достижений национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года (указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474).
В отчетном периоде значительно сократился срок нахождения бюджетных средств на лицевых счетах главных распорядителей и получателей, факты необоснованного отвлечения финансовых ресурсов с единого счета бюджета отсутствовали.
Проведена системная работа по оптимизации действующих расходных обязательств и перераспределению ресурсов на решение наиболее приоритетных задач.
Так, исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», распоряжения Правительства Приморского края от 28.12.2020 № 623-рп «Об установлении прогнозных значений среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Приморском крае» (ред. от 27.07.2022 № 379-рп) в части целевых показателей средней заработной платы работников учреждений образования и культуры, представлено в таблице:
№ п/п |
Наименование |
2022г. проектируемые показатели, руб. |
2022г. Выполнение, руб. |
Процент исполнения |
1 |
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений |
49 130,8 |
50 170,37 |
102,1 |
2 |
Педагогические работники общеобразовательных учреждений |
50 999,0 |
54 673,6 |
107,2 |
3 |
Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей |
50 999,0 |
51 085,9 |
100,2 |
4 |
Работники учреждений культуры |
50 999,0 |
50 255,6 |
98,5 |
В целях реализации ст.136 БК РФ постановлением Правительства Приморского края от 27.12.2021 № 864-пп "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов Приморского края и нормативах формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов Приморского края, на 2022 год" (далее – постановление № 864-пп) утверждена методика расчета нормативов формирования расходов на оплату труда выборных должностных лиц. Денежные вознаграждения Главы и Председателя Думы Черниговского района за отчетный год не превышают размер установленного норматива (2 179,10 тыс. рублей без учета начислений по страховым выплатам).
Также постановлением № 864-пп Черниговскому району на 2022 год закреплен норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в размере 26,61%. При плане 71 617,90 тыс. рублей (или 13,9% от общего объема налоговых и неналоговых доходов районного бюджета) фактически по результатам исполнения бюджета Черниговского района за 2022 год расходы на содержание органов местного самоуправления муниципального района сложились в сумме 69 682,60 тыс. рублей, что составляет 12,4% от общего объема налоговых и неналоговых доходов районного бюджета.
В соответствии со ст.136 БК РФ постановлением Правительства Приморского края от 27.12.2021 года № 865-пп "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Приморского края, на 2022 год" (далее – постановление № 865-пп) пяти поселениям Черниговского района установлен норматив в фиксированной сумме для каждого поселения отдельно и составил суммарно 28 582,00 тыс. рублей. По результатам исполнения бюджетов за 2022 год расходы на содержание органов местного самоуправления городского и сельских поселений, входящих в состав Черниговского района, сложились в общем объеме 28 180,62 тыс. рублей, или 98,6%.
Всего в 2022 году на выплату заработной платы работников органов местного самоуправления и бюджетной сферы Черниговского района и отчисления во внебюджетные фонды направлено 805 444,25 тыс. рублей, что составляет 60,6% в общей структуре исполненных расходов. Увеличение расходов к уровню 2021 года составило 78 228,23 тыс. рублей или 10,8% (увеличение с 01.01.2022 и с 01.06.2022 минимального размера оплаты труда на 8,6% и 10% соответственно, проведение с 01.10.2022 индексации путем увеличения в 1,04 раза размеров окладов работников органов местного самоуправления и рост прогнозных значений среднемесячной начисленной заработной платы по Приморскому краю, влияющих на размер «дорожной карты» работников учреждений образования и культуры).
Коммунальные расходы в структуре исполненных расходов бюджета Черниговского района занимают 5,1%. Всего в 2022 году на оплату коммунальных услуг направлено средств в сумме 67 895,01 тыс. рублей. Увеличение расходов к уровню 2021 года составило 7 725,27 тыс. рублей, или на 12,8%, что обусловлено повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги в отчетном периоде.
В отчетном периоде министерство финансов Приморского края, как главный распорядитель средств краевого бюджета в части лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий на реализацию проектов инициативного бюджетирования по направлению «Твой проект», распределило Черниговскому району средства субсидии в размере 2 016,43 тыс. рублей в порядке, определяемой государственной программой Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2020-2027 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 19.12.2019 № 860-па (с изменениями и дополнениями). Размер софинансирования за счет средств бюджета Черниговского района составил 20,37 тыс. рублей. Данная инициатива жителей муниципального образования позволила благоустроить прилегающую территорию Центральной библиотеки им. В.Т. Слипенчука.
В течение 2022 года работники финансового управления приняли участие в 11-ти заседаниях Межведомственной комиссии по налоговой и социальной политике (далее – МВК) под председательством Главы Черниговского района, на которых заслушаны налогоплательщики из числа юридических лиц в количестве 19, индивидуальных предпринимателей - 43, физических лиц по вопросам перспективы погашения недоимки – 54. Общая сумма задолженности налогоплательщиков, заслушанных на МВК, составила 11 882,98 тыс. рублей. В результате принятых решений погашена недоимка в общем объеме 11 657,30 тыс. рублей, или 98%.
В целях обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств финансовым управлением ежемесячно по итогам сформированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется мониторинг кредиторской задолженности главных распорядителей средств бюджета Черниговского района, а также остатков средств на лицевых счетах главных распорядителей средств бюджета Черниговского района, муниципальных казенных, бюджетных учреждений. Просроченной кредиторской задолженности в отчетном периоде не допускалось.
В ходе исполнения бюджета Черниговского района финансовым управлением проводилась предварительная оценка его исполнения за год. В целях качественного и полного осуществления расходных обязательств муниципального образования за 2022 год финансовым управлением осуществлено 8 корректировок бюджета Черниговского района. При этом высокая профессиональная подготовка сотрудников финансового органа позволяла осуществлять каждую корректировку в минимальные сроки. Информация о внесенных изменениях в сводную бюджетную роспись своевременно предоставлялась в министерство финансов Приморского края.
Для повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса, обеспечения вовлеченности граждан в бюджетный процесс, финансовое управление организовало разработку Интернет-портала открытого бюджета Черниговского района на официальном сайте Администрации Черниговского района в разделе «Бюджет для граждан».
В рамках мероприятий по вхождению в интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» финансовым управлением проводится следующая работа:
- ведется сводный реестр участников и неучастников бюджетного процесса в информационную систему;
- осуществляется контроль, предусмотренный ч.5 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд»;
- осуществляется мониторинг и контроль за размещением муниципальными учреждениями района информации в личном кабинете на официальном сайте в сети Интернет, а именно: о муниципальном задании и его исполнении, о плане финансово-хозяйственной деятельности, о показателях бюджетной сметы, о годовой бухгалтерской отчетности, о результатах деятельности учреждения и использовании имущества и иной информации об учреждении;
- размещается информация на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации в целях обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2016 № 243н «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации», разработанного в соответствии со ст.165 БК РФ.
В соответствии со ст.69.2 БК РФ формирование муниципального задания осуществляется в соответствии с ведомственным перечнем предоставления муниципальных услуг и работ, оказываемых муниципальными учреждениями. Ведомственные перечни размещены в единой системе «Электронный бюджет» в полном объеме.
Во исполнение Администрацией района положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) финансовым управлением осуществлены организационные мероприятия и обеспечено проведение публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета Черниговского района за 2021 год и проекту бюджета Черниговского района на очередной финансовый 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
В течение 2022 года финансовым управлением проводилась работа по соблюдению единой методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности на территории Черниговского района.
Консолидированная годовая бюджетная отчетность Черниговского района за 2021 год финансовым управлением представлена в 2022 году в полном объеме предусмотренных форм и в сроки, установленные министерством финансов Приморского края (отсутствие замечаний со стороны вышестоящего финансового органа).
В соответствии со ст.42 решения Думы № 104 финансовым управлением в отчетном периоде осуществлялось формирование отчетов об исполнении бюджета Черниговского района за 2021 год и 1 квартал, полугодие, девять месяцев 2022 года с последующим направлением в Думу Черниговского района и Контрольно-счетную комиссию Черниговского района.
Также ежемесячно и ежеквартально в сроки, установленные министерством финансов Приморского края, формировалась и представлялась в полном объеме форм отчетность об исполнении консолидированного бюджета Черниговского района, мониторинг местных бюджетов, отчет о содержании и расходах органов местного самоуправления (14-МО).
Чёткие процедуры разработки бюджета, основанные на положениях распоряжения Администрации Черниговского района от 31.07.2012 № 377-ра «О порядке составления проекта решения Думы Черниговского района о районном бюджете на очередной финансовый год и плановый период» (с изменениями и дополнениями), позволили своевременно сформировать проект решения о бюджете Черниговского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в программном формате и предоставить в Думу Черниговского района и Контрольно-счетную комиссию Черниговского района.
Проект решения о бюджете Черниговского района на очередной финансовый год и плановый период сформирован на три года и направлен в Думу Черниговского района 03.11.2022 года, не нарушая срок, установленный бюджетным законодательством. Бюджет Черниговского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов утвержден решением Думы Черниговского района от 12.12.2022 года № 107-НПА.
Для реализации на территории Черниговского района Федеральных законов и исполнения бюджетного законодательства финансовым управлением за 2022 год разработано 44 нормативных правовых актов органов местного самоуправления района и утверждено 37 приказов по основной деятельности.
За отчетный период в финансовое управление поступило 2858 документа, из них 2176 путем электронного документооборота и 682 – на бумажных носителях. Все документы/информации отработаны и исполнены в установленные сроки.
В целях совершенствования процедуры контроля соблюдения поселениями Черниговского района требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также повышения качества организации бюджетного процесса в поселениях района, в соответствии с приказом финансового управления от 22.07.2019 года № 33 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в поселениях Черниговского муниципального района» финансовым управлением проведена комплексная оценка качества управления бюджетным процессом в бюджетах поселений Черниговского района за 2022 год. В результате мониторинга определен рейтинг поселений по качеству управления бюджетным процессом. Результаты мониторинга с соответствующими выводами и замечаниями предоставлены главам поселений района и размещены на официальном сайте Администрации Черниговского района.
В соответствии с приказом министерства финансов Приморского края от 14.05.2020 № 65 "О порядке проведения мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований Приморского края по уровню открытости бюджетных данных" (с изменениями и дополнениями) за 2022 год Черниговскому району присвоена II степень открытости бюджетных данных.
На основании приказа департамента финансов Приморского края от 16.03.2011 № 8 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в городских округах, муниципальных округах и муниципальных районах Приморского края" (с изменениями и дополнениями) в 2022 году за период 2021 года Черниговскому району присвоена III степень качества управления бюджетным процессом. В связи с этим, органы местного самоуправления муниципального образования разработали и приняли меры по повышению качества управления бюджетным процессом по тем направлениям, где качество управления бюджетным процессом оценено не на должном уровне.
Таким образом, ключевыми аспектами деятельности финансового управления Администрации Черниговского района остается исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики, обеспечение стабильности бюджета Черниговского района, формирующей условия для устойчивого экономического роста муниципального образования.
Начальник финансового управления Е.А. Евченко