Основные направления бюджетной и налоговой политики Черниговского муниципального района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), статьей 26 решения Думы Черниговского района от 31.03.2008г. №104 «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе», с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2017 - 2018 годах.
Целью основных направлений бюджетной политики на 2019-2021 годы (далее - бюджетная политика) является описание условий, принимаемых для составления проекта районного бюджета на 2019-2021 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров районного бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная политика на 2019-2021 годы направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития района в целях обеспечения реализации приоритетных для района задач.
Ключевыми аспектами бюджетной политики Черниговского муниципального района на среднесрочный период является исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики, обеспечение стабильности районного бюджета, формирующей условия для устойчивого экономического роста региона.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы распоряжением Администрации Черниговского района от 30.03.2017 года № 64-ра (в редакции от 27.04.2017) утвержден Комплексный план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Черниговского района на 2017 год и плановый период, предусматривающий:
проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам;
обеспечение роста неналоговых доходов районного бюджета, в том числе за счет проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество;
запрет на увеличение численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Черниговского района;
запрет на установление расходных обязательств Черниговского района, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям муниципальных районов.
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2017 году и первой половине 2018 года
При исполнении бюджета Черниговского района в 2017 году Администрация Черниговского района руководствовалась следующими приоритетами:
обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы района;
выполнение социальных обязательств, принятых районной властью;
повышение уровня и качества жизни населения района;
создание условий для оказания качественных муниципальных услуг;
обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
соблюдение безопасного уровня дефицита и муниципального долга в целях предотвращения условий для возникновения финансовых кризисов;
ограничение роста расходов районного бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками.
Сбалансированная политика Черниговского района в 2017 году обеспечила исполнение районного бюджета за 2017 год по налоговым и неналоговым доходам в объеме 299,0 млн. рублей (при плане – 308,1 млн. рублей) или на 97 % к плановым показателям, по расходам — 712,26 млн. рублей (при плане – 743,55 млн. рублей) или на 95,8 % к плановым показателям.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема расходов районного бюджета привело к необходимости выявления резервов и перераспределения их в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в Указах Президента России от 7 мая 2012 года задач. Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок и сокращения расходов за счёт снижения неэффективных затрат. Кроме того, осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию муниципальных программ Черниговского района с учетом приоритетности направления расходов.
Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило в 2017 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года, и, особенно важно, удалось избежать кредитования в коммерческих банках на финансирование расходных обязательств 2017 года.
По итогам года районный бюджет в 2017 году исполнен с дефицитом в сумме 0,73 млн. рублей.
Распоряжением Администрации Черниговского района от 20 июля 2018 года № 197-ра утверждена долговая политика Черниговского района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, одной из основных задач которой также является сокращение дефицита бюджета района.
Основные направления бюджетной политики на 2019 - 2021 годы
Реализация долгосрочной бюджетной политики в Черниговском районе будет осуществляться по следующим направлениям:
приоритизация бюджетных расходов с учетом обеспечения достижения целей национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и необходимости реализации на территории Черниговского района программ по основным направлениям стратегического развития Черниговского района;
повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов;
совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития Черниговского района и реальных финансовых возможностей бюджета Черниговского района, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации муниципальных программ;
обеспечение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса, развитие общедоступных информационно-аналитических ресурсов.
Основными задачами бюджетной политики на 2019-2021 годов являются:
повышение эффективности бюджетных расходов;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
финансовое обеспечение реализации приоритетных для района задач;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
При этом необходимым условием успешной реализации вышеперечисленных задач бюджетной политики является согласованная работа отраслевых отделов Администрации Черниговского района.
Основные направления налоговой политики на 2019 - 2021 годы
Для сохранения бюджетной устойчивости и обеспечения сбалансированности районного бюджета Администрацией Черниговского района будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов местного самоуправления Черниговского района и территориальных федеральных и региональных органов исполнительной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Черниговского района и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию «теневой» заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал района, содействия инвестиционным процессам в экономике, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
Согласно соглашению с департаментом финансов Приморского края об условиях предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Черниговского района на 2018 год Администрация Черниговского района обязана:
обеспечивать рост налоговых и неналоговых доходов;
не допускать рост недоимки по налогам, формирующим краевой и районный бюджеты;
обеспечить поступления доходов от аренды земли, доходов от аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в Черниговском районе осуществляется реализация мероприятий, утвержденных распоряжением Администрации Черниговского района от 30.03.2017 года № 64-ра (в редакции от 27.04.2017) «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Черниговского района на 2017 год и плановый период», предусматривающих снижение недоимки по налоговым платежам, сокращение неэффективных расходов и проведение эффективной долговой политики.
В целях определения целесообразности, востребованности и результативности налоговых льгот необходимо проведение их инвентаризации и оценка эффективности, формирование и ведение на постоянной основе реестра налоговых льгот. По результатам инвентаризации необходимо предусмотреть последовательную отмену неэффективных и финансовых налоговых льгот.
При принятии решений о предоставлении налоговых льгот следует исходить из достижения одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста и развитие налогооблагаемой базы. Установление новых налоговых льгот должно осуществляться на определенный срок, исходя из оценки их востребованности и соответствия целям и задачам муниципальных программ или иным целям социально-экономической политики Черниговского района.
Реализация мер основных направлений бюджетной и налоговой политики Черниговского района, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, является необходимым условием повышения эффективности управления муниципальными финансами, и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности районного бюджета в долгосрочном периоде.