Основные направления бюджетной и налоговой политики Черниговского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее – Основные направления) подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), статьей 26 решения Думы Черниговского района от 31.03.2008г. №104 «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе», с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2018 - 2019 годах.
При подготовке Основных направлений были учтены целевые ориентиры развития страны, обозначенные в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 20 февраля 2019 года, положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
Целью основных направлений бюджетной политики на 2020-2022 годы (далее - бюджетная политика) является описание условий, принимаемых для составления проекта районного бюджета на 2020-2022 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров районного бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика на 2020-2022 годы направлена на создание условий для устойчивого социально-экономического развития района в целях обеспечения реализации приоритетных для района задач.
Ключевыми аспектами бюджетной политики Черниговского муниципального района на среднесрочный период является исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики, обеспечение стабильности районного бюджета, формирующей условия для устойчивого экономического роста района.
В этой связи будет продолжено применение мер, направленных на развитие доходной базы, оптимизации расходов и совершенствование долговой политики района, что закреплено распоряжением администрации Черниговского района от 17.10.2018 № 271-ра «Об утверждении Плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Черниговского района на период с 2018 по 2024 год», предусматривающее:
проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам;
обеспечение роста неналоговых доходов районного бюджета, в том числе за счет проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество;
запрет на увеличение численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Черниговского района;
запрет на установление расходных обязательств Черниговского района, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям муниципальных районов.
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2018 году и первой половине 2019 года
Бюджетная политика Черниговского муниципального района в 2018 году, как и в предыдущие годы, была ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному собранию, указах Президента Российской Федерации.
При исполнении бюджета Черниговского района в 2018 году Администрация Черниговского района руководствовалась следующими приоритетами:
обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы района;
выполнение социальных обязательств, принятых районной властью;
повышение уровня и качества жизни населения района;
создание условий для оказания качественных муниципальных услуг;
обеспечение открытости и прозрачности бюджета и бюджетного процесса;
соблюдение безопасного уровня дефицита и муниципального долга в целях предотвращения условий для возникновения финансовых кризисов;
ограничение роста расходов районного бюджета, не обеспеченных стабильными доходными источниками.
Сбалансированная политика Черниговского района в 2018 году обеспечила исполнение районного бюджета за 2018 год по налоговым и неналоговым доходам в объеме 298,6 млн. рублей (при плане – 311,1 млн. рублей) или на 96% к плановым показателям, по расходам — 774,1 млн. рублей (при плане – 807,0 млн. рублей) или на 96% к плановым показателям.
Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило в 2018 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года, и, особенно важно, удалось избежать кредитования в коммерческих банках на финансирование расходных обязательств 2018 года.
Наиболее значимым направлением бюджетной политики по-прежнему остается повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок и сокращения расходов за счёт снижения неэффективных затрат. Кроме того, осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию муниципальных программ Черниговского района с учетом приоритетности направления расходов. Обеспечено безусловное исполнение Указов Президента в соответствии с планами мероприятий («дорожными картами»).
По итогам года районный бюджет в 2018 году исполнен с дефицитом в сумме 8,6 млн. рублей.
Распоряжением Администрации Черниговского района от 02 июля 2019 года № 175-ра утверждена долговая политика Черниговского района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, одной из основных задач которой также является сокращение дефицита бюджета района.
Основные направления бюджетной политики на 2020 - 2022 годы
Бюджетная политика в Черниговском районе на долгосрочную перспективу сохранит преемственность заявленных в предыдущие годы ориентиров и продолжит последовательно реализовываться по следующим направлениям:
приоритизация бюджетных расходов с учетом обеспечения достижения целей национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и необходимости реализации на территории Черниговского района программ по основным направлениям стратегического развития Черниговского района;
повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов;
совершенствование инструментов программно-целевого планирования и управления с учетом приоритетов социально-экономического развития Черниговского района и реальных финансовых возможностей бюджета Черниговского района, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации муниципальных программ;
обеспечение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса, развитие общедоступных информационно-аналитических ресурсов.
Основными задачами бюджетной политики на 2020-2022 годов являются:
повышение эффективности бюджетных расходов;
безусловное исполнение принятых социальных обязательств;
финансовое обеспечение реализации приоритетных для района задач;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
При этом необходимым условием успешной реализации вышеперечисленных задач бюджетной политики является согласованная работа отраслевых отделов Администрации Черниговского района.
Реализация поставленных задач позволит достичь конечной цели бюджетной политики района, состоящей из улучшений условий и качества жизни населения в Черниговском районе, адресном решении социальных проблем, повышении качества муниципальных услуг.
Основные направления налоговой политики на 2020 - 2022 годы
Основной целью реализации налоговой политики Черниговского района на долгосрочную перспективу является сохранение условия для устойчивого роста экономики района и обеспечение его сбалансированности. В этой связи будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов местного самоуправления Черниговского района и территориальных федеральных и региональных органов исполнительной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Черниговского района и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию «теневой» заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал района, содействия инвестиционным процессам в экономике, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
Согласно соглашению с департаментом финансов Приморского края об условиях предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Черниговского района на 2019 год Администрация Черниговского района обязана:
обеспечивать рост налоговых и неналоговых доходов;
не допускать рост недоимки по налогам, формирующим краевой и районный бюджеты;
обеспечить поступления доходов от аренды земли, доходов от аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в Черниговском районе осуществляется реализация мероприятий, утвержденных распоряжением администрации Черниговского района от 17.10.2018 № 271-ра «Об утверждении Плана мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Черниговского района на период с 2018 по 2024 год», предусматривающих снижение недоимки по налоговым платежам, сокращение неэффективных расходов и проведение эффективной долговой политики.
Будет продолжена работа, направленная на повышение эффективности предоставляемых налоговых льгот.
При принятии решений о предоставлении налоговых льгот следует исходить из достижения одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста и увеличение налоговой базы. Установление новых налоговых льгот должно осуществляться на определенный срок, исходя из оценки их востребованности и соответствия целям и задачам муниципальных программ или иным целям социально-экономической политики Черниговского района. Принятие решений о предоставлении новой льготы, снижения налоговой ставки или иного стимулирующего механизма должно сопровождаться определением источника для такого решения.
Реализация мер основных направлений бюджетной и налоговой политики Черниговского района, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала, обеспечение эффективности управления бюджетными расходами, безусловное исполнение принятых социальных обязательств, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности является необходимым условием повышения эффективности управления муниципальными финансами, и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности районного бюджета в долгосрочном периоде.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Черниговского муниципального района на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
06 ноября 2019, 11:10