Основные направления бюджетной и налоговой политики Черниговского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс), статьей 26 решения Думы Черниговского района от 31.03.2008г. №104 «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Черниговском районе», с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 - 2017 годах.
Целью основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годы (далее - бюджетная политика) является описание условий, принимаемых для составления проекта районного бюджета на 2018-2020 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров районного бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная политика на 2018-2020 годы направлена на адаптацию бюджетных ресурсов к новым экономическим реалиям с целью сохранения социальной и финансовой стабильности в Черниговском районе, создание условий для устойчивого социально-экономического развития района.
В приоритетах бюджетной политики Черниговского муниципального района на среднесрочный период сохраняется обеспечение стабильности районного бюджета, формирующей условия для устойчивого экономического роста, а также исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников, более четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики.
Исходя из принципов ответственной бюджетной политики, для поддержания сбалансированности районного бюджета при его формировании будут приняты меры по включению в бюджет в первоочередном порядке расходов на финансирование действующих расходных обязательств, непринятию новых расходных обязательств, сокращению неэффективных расходов, недопущению наращивания объема муниципального долга.
Основной задачей должна стать реализация уже принятых решений в рамках бюджета 2017-2019 годов с конечной целью сокращения размера дефицита, а также подготовка нового бюджета на трёхлетнюю перспективу.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы распоряжением Администрации Черниговского района от 30.03.2017 года № 64-ра (в редакции от 27.04.2017) утвержден Комплексный план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Черниговского района на 2017 год и плановый период, предусматривающий:
проведение оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам;
обеспечение роста неналоговых доходов районного бюджета, в том числе за счет проведения мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду имущество;
запрет на увеличение численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Черниговского района;
запрет на установление расходных обязательств Черниговского района, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям муниципальных районов.
Важно подчеркнуть, что ограничение объёмов расходов и дефицита — это не только вопрос устойчивости районного бюджета, это вопрос общего экономического равновесия.
Поэтому долгосрочным ориентиром в бюджетной политике должен выступать уровень бюджетных расходов, соответствующий реальным доходам районного бюджета.
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и первой половине 2017 года
В связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2016 года, бюджет Черниговского района формируется в новой структуре кодов бюджетной классификации расходов Российской Федерации. Учитывая, что с 2014 года при формировании бюджета Черниговского района применяется программно-целевой метод планирования, закономерно, что указанные изменения повлекли за собой изменения структуры муниципальных программ Черниговского района. Структура муниципальной программы сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий.
Бюджет Черниговского района на 2017 год сформирован в разрезе 20 муниципальных программ Черниговского района. Доля «программных», то есть непосредственно увязанных с целями и результатами расходов районного бюджета, составляет 91,43% от общего объема расходов районного бюджета.
По результатам исполнения бюджета Черниговского района за 2016 год, доля «программных» расходов районного бюджета составила 91,46% от общего объема расходов районного бюджета.
Анализ эффективности бюджетных расходов в разрезе основных мероприятий муниципальных программ позволил своевременно производить корректировку и перераспределение объемов финансирования на реализацию отдельных мероприятий в пользу тех мероприятий, которые отвечают критериям наибольшей эффективности, обеспечивают оптимизацию бюджетных расходов. Анализ мероприятий муниципальных программ стал ключевым направлением деятельности Администрации района по вопросам повышения эффективности бюджетных расходов в 2016 году и первом полугодии 2017 года.
Сбалансированная политика Черниговского района в 2016 году обеспечила исполнение районного бюджета за 2016 год по налоговым и неналоговым доходам в объеме 292,81 млн. рублей (при плане - 289,75 млн. рублей) или на 101,1 % к плановым показателям, по расходам — 689,21 млн. рублей (при плане - 708,83 млн. рублей) или на 97,2 % к плановым показателям.
Доходная часть районного бюджета по собственным доходам в 2016 году исполнена на 101,1 % от плановых назначений, что позволило Администрации Черниговского района осуществить финансирование заявленных расходов в рамках реализации мероприятий муниципальных программ Черниговского района и непрограммных направлений деятельности органов местного самоуправления Черниговского района в заявленном объёме.
Отсутствие возможностей для наращивания общего объема расходов районного бюджета привело к необходимости выявления резервов и перераспределения их в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в Указах Президента России от 7 мая 2012 года задач. Основным резервом в отчетном периоде являлось повышение эффективности бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации муниципальных закупок и сокращения расходов за счёт снижения неэффективных затрат, кроме того осуществлен пересмотр финансовых ресурсов на реализацию муниципальных программ Черниговского района с учетом приоритетности направления расходов.
Безусловное исполнение нормативных правовых актов позволило в 2016 году эффективно управлять средствами единого счета бюджета, обеспечить его ликвидность в течение всего финансового года, и, особенно важно, удалось избежать кредитования в коммерческих банках на финансирование расходных обязательств 2016 года.
В результате комплекса мер, направленных на эффективное исполнение бюджета в условиях оптимизации расходов, районный бюджет в 2016 году исполнен с профицитом в сумме 6,8 млн. рублей.
Распоряжением Администрации Черниговского района от 12 августа 2015 года № 211-ра утверждена долговая политика Черниговского района на 2015-2017 годы, одной из основных задач которой также является сокращение дефицита бюджета района.
Основные направления бюджетной политики на 2018 - 2020 годы
В целях обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Черниговского района бюджетная политика в долгосрочном периоде будет направлена на:
ограничение роста общего объема расходов бюджета Черниговского района в целях гарантированного обеспечения исполнения расходных обязательств и сохранения устойчивости бюджета в условиях волатильности бюджетных доходов;
приоритезацию бюджетных расходов с учетом необходимости реализации на территории Черниговского района приоритетных проектов и программ по основным направлениям социально-экономического развития Черниговского района;
повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем нормирования бюджетных затрат и контроля в муниципальных закупках;
содействие проектам развития общественной инфраструктуры с вовлечением граждан через изучение и популяризацию лучших российских практик.
Планирование муниципальных заимствований в долгосрочной перспективе предполагается осуществлять в размерах, необходимых для рефинансирования долговых обязательств и обеспечения финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Черниговского района.
Это основные цели и задачи, которые необходимо реализовывать в текущем году, и, которые поставлены в качестве приоритетов.
При этом сохранение консервативного подхода к формированию бюджетных расходов 2018-2020 годов принципиально важно и для долгосрочной устойчивости муниципальных финансов.
Кроме этого, принципиально важно достроить систему внутреннего контроля и возложить соответствующую ответственность за контроль на главных распорядителей бюджетных средств.
Основными задачами бюджетной политики на очередной бюджетный цикл остаются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления муниципальных услуг,
повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок;
развитие внутреннего финансового контроля и мониторинга качества финансового менеджмента;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
При этом необходимым условием успешной реализации вышеперечисленных задач бюджетной политики является согласованная работа отраслевых отделов Администрации Черниговского района.
Основные направления налоговой политики на 2018 - 2020 годы
Для сохранения бюджетной устойчивости и обеспечения сбалансированности районного бюджета Администрацией Черниговского района будет продолжена работа по сохранению, укреплению и развитию налогового потенциала путем совершенствования механизмов взаимодействия органов местного самоуправления Черниговского района и территориальных федеральных и региональных органов исполнительной власти в части качественного администрирования доходных источников бюджета Черниговского района и повышения уровня их собираемости, легализации налоговой базы, включая легализацию «теневой» заработной платы, поддержки организаций, формирующих налоговый потенциал района, содействия инвестиционным процессам в экономике, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.
Важная роль в обеспечении устойчивости бюджетной системы отводится снижению рисков неисполнения первоочередных и социально значимых обязательств, недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками.
Поддержанию финансовой стабильности района будет способствовать реализация долговой политики Черниговского района, направленной на поддержание долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, замещение дорогостоящих коммерческих заимствований бюджетными кредитами, своевременное исполнение долговых обязательств и снижение расходов на обслуживание муниципального долга.
Согласно соглашению с департаментом финансов Приморского края о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Черниговского района на 2017 год Администрация Черниговского района обязана:
не допускать рост недоимки по налогам, формирующим краевой и местный бюджеты;
обеспечить поступления в части доходов от передачи в аренду земельных участков, доходов от продажи земельных участков, доходов от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, платы за негативное воздействие окружающей среды.
Для выполнения условий соглашений и изыскания внутренних резервов для финансирования всех принятых расходных обязательств в Черниговском районе осуществляется реализация мероприятий, утвержденных распоряжением Администрации Черниговского района от 30.03.2017 года № 64-ра (в редакции от 27.04.2017) «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Черниговского района на 2017 год и плановый период», предусматривающих снижение недоимки по налоговым платежам, сокращение неэффективных расходов и проведение эффективной долговой политики.
При принятии решений о предоставлении налоговых льгот следует исходить из достижения одной из целей налоговой политики - стимулирование экономического роста и развития налогооблагаемой базы. Установление новых налоговых льгот должно осуществляться на определенный срок, а решение об их возможном продлении должно быть принято только после проведения анализа эффективности по итогам их применения и признание этих льгот эффективными и должно сопровождаться определением источника для такого решения.
Реализация мер основных направлений бюджетной и налоговой политики Черниговского района является необходимым условием повышения эффективности управления муниципальными финансами, и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности районного бюджета в долгосрочном периоде. Предполагается дальнейшее повышение эффективности налоговой системы на основе роста качества администрирования доходов бюджета, поддержки предпринимательской и инвестиционной активности.