ПРОТОКОЛ № 1 от 05.04.2024 года
о применении работодателем взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции должны учитываться предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей..
Присутствовали муниципальные служащие администрации Черниговского района в количестве - 23 человека.
Слушали: заместителя главы, начальник правового управления администрации Черниговского муниципального округа - А. Г. Ткаченко.
Заместителем начальника межрайонного территориального отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в адрес Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее – Министерство) направлено уведомление о возможном возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, в связи с заключением его супругой (с которой брачные отношения фактически прекращены) договоров купли-продажи лесных насаждений для личных нужд.
Указанное уведомление было рассмотрено комиссией работодателя по служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).
В ходе рассмотрения уведомления было установлено, что указанный государственный служащий приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан ранее был привлечен к дисциплинарной ответственности за непринятие своевременных мер по урегулированию конфликта интересов в виде выговора и предупрежден о недопущении в будущем подобных нарушений. Основанием для вынесения соответствующего выговора послужило представление органов прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере лесопользования, направленное в адрес работодателя.
Учитывая, что работником ранее реализовано право на получение лесных насаждений для личных нужд, повторное право на его получение согласно требованиям законодательства возникает у него лишь через 5 лет.
Вместе с тем, до истечения указанного срока супругой государственного служащего были вновь заключены договоры купли-продажи лесных насаждений в нарушение периодичности их отпуска и с превышением установленной нормы.
В отсутствие результата рассмотрения комиссией направленного уведомления государственный служащий и его родственники осуществили вырубку лесных насаждений, нарушив тем самым нормы антикоррупционного законодательства.
С учетом изложенного комиссией рекомендовано привлечь работника к строгой дисциплинарной ответственности.
Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан государственный служащий был освобожден от занимаемой должности в связи с утратой доверия в соответствии с п.1 ч.1 ст.592 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п.71 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд с иском о признании приказа незаконным и восстановлении на работе, истец нарушение требований федерального законодательства о противодействии коррупции отрицал, указав на то, что им были приняты меры для устранения конфликта интересов.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал на то, что к моменту рассмотрения направленного работником уведомления брак между супругами в установленном порядке не расторгнут. О сохранении брачных отношений в указанный период свидетельствует факт подачи истцом справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги государственного служащего.
Доводы истца о том, что он заблаговременно не располагал информацией о намерении супруги заключить договора купли-продажи лесных насаждений для личных нужд опровергается чекам ПАО «Сбербанк», подтверждающих факт личной оплаты истцом стоимости лесных насаждений, что подтверждено его объяснениями.
Кроме того, факт регистрации истца по-другому, отличному от супруги адресу, не свидетельствует о его фактическом проживании по данному адресу.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу ч.1 ст.15 Федерального закона №79-ФЗ, гражданский служащий обязан в том числе соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены данным федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Согласно п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона, гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции.
Согласно п.1 ч.1 ст.592 Федерального закона №79-ФЗ, гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.
Таким образом, под утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему следует понимать отношения, возникшие вследствие совершения гражданским служащим действий (бездействия), которые порождают у представителя нанимателя обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои должностные обязанности.
Несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, влекут утрату к нему доверия со стороны представителя нанимателя, в связи, с чем гражданский служащий подлежит безусловному освобождению от замещаемой должности и увольнению, а служебный контракт с ним - расторжению.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 591 и 592 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч.3 ст.593 Федерального закона №7-ФЗ).
Учитывая привлечение государственного служащего ранее к дисциплинарной ответственности и повторное совершение дисциплинарного проступка, у работодателя имелись реальные основания для утраты доверия к нему, то есть обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, способности эффективно исполнять должностные обязанности, что является основанием для прекращения с государственным служащим трудовых отношений.
Так, истец, зная о том, что им исчерпан норматив выделения древесины для собственных нужд, не принял меры по предотвращению нарушения требований закона и конфликта интересов, возникшего в результате обращения его супруги с целью получения древесины для нужд семьи за пределами установленных нормативов, а способствовал приобретению супругой древесины путем оплаты стоимости древесины по заключенным супругой договорам.
Направление же уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которые могут привести к конфликту интересов, после заключения договора купли-продажи лесных насаждений его супругой и факт личной оплаты древесины по указанным договорам нельзя расценивать как надлежащее исполнение своих обязанностей по предотвращению возникновения конфликта интересов.
Судебными актами вышестоящих инстанций решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Решили:
1. Принять к сведению информацию заместителя главы, начальника правового управления администрации Черниговского муниципального округа.
2. Общему отделу администрации Черниговского муниципального округа принять к сведению информацию по работе комиссии по конфликту интересов.